Примерное время чтения: 4 минуты
926

Вандализм или искусство? Эксперты - о порче картины в «Ельцин Центре»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. «АиФ-Урал» 19/01/2022
Картина Анны Лепорской стала жертвой вандализма через 90 лет после её создания.
Картина Анны Лепорской стала жертвой вандализма через 90 лет после её создания. Коллаж АиФ

Очередной акт вандализма в отношении произведения искусства произошёл в столице Урала. Неизвестный злоумышленник повредил картину ученицы Казимира Малевича, страховая стоимость которой составляет миллион долларов.

Защита от дурака

ЧП произошло ещё в декабре прошлого года, но достоянием общественности стало лишь на прошлой неделе. Речь идёт о картине Анны Лепорской «Три фигуры» из коллекции Государственной Третьяковской галереи. Она экспонировалась на выставке «Мир как беспредметность» в «Ельцин Центре». Неизвестный «художник» при помощи шариковой ручки пририсовал двум фигурам на полотне глаза. Повреждения заметили посетители, сообщили об этом руководству центра, после чего картина была отправлена в Москву на реставрацию.

Стоит отметить, что страховая стоимость полотна составляет почти 75 млн рублей, в Третьяковке оценили нанесённый вред в 250 тысяч. Сотрудники «Ельцин Центра» написали заявление в полицию, но в возбуждении уголовного дела правоохранители отказали – «из-за незначительной суммы ущерба». Дескать, картина своих свойств не утратила. Минкультуры РФ уже обратилось по этому поводу с жалобой в Генпрокуратуру.

В ответ на акт вандализма в «Ельцин Центре» пересмотрели протоколы безопасности. «До порчи на картине отсутствовало защитное стекло, – рассказала руководитель пресс-службы центра Евгения Капитонихина. – Теперь же на всех полотнах выставки установлены защитные экраны. У нас есть запись с камер видеонаблюдения, но мы пока не имеем права её обнародовать. Не могу сказать, сделал это ребёнок или взрослый. Надеемся, что подобные происшествия на нашей территории в будущем исключены».

Главная печаль

Между тем реакция уральцев на это происшествие оказалась весьма неоднозначной.
«Действия вандала – заразная болезнь, – комментирует ситуацию заведующая лабораторией экспертизы и реставрации УрФУ Тамара Галеева. – У нас, к сожалению, много людей, несогласных с искусством авангарда, которые хотят всем доказать, что такое может каждый нарисовать. Необходимо ловить и наказывать их, чтобы другим неповадно было».
Однако одновременно начались разговоры, что сам по себе акт порчи картины можно считать актом художественного творчества!

Цифра недели
74,9 млн руб. – страховая стоимость картины.
«Конечно, сразу же приходит на ум провокация Александра Бренера, который в 1997 году нарисовал знак доллара на «Белом кресте» Малевича, – отмечает официальный представитель театра «Урал Опера Балет» Семён Чирков. – Но эти два случая, схожие внешне, разнятся по сути. «Я это сделал и готов понести наказание» – такая позиция делает вандализм художественным жестом. Бренер сам позвал охранника, объяснил, что и зачем сделал, и понёс ответственность. Поэтому он, конечно, вандал, но и художник. А тот, кто испортил картину Лепорской, просто анонимный вандал…»

Но, будь то продуманная акция или обыкновенное хулиганство, Екатеринбург, претендующий на звание одной из культурных столиц России, это происшествие точно не красит. «Главная печаль скрыта не столько в случившемся, сколько в реакции на происходящее, – считает организатор арт-фестивалей Алексей Шахов. – Последние десять лет непонимание всё больше становится поводом для гордости, а не стыда. Поводом почувствовать себя уникальным, не похожим на всех. Но не понимать что-то без попыток понять, это не путь особенного человека. Это путь идиота».

Напомним, это уже не первый акт вандализма, который коснулся работ, связанных с наследием Малевича. Летом 2019 года питерский художник Покрас Лампас во время фестиваля уличного искусства «Стенограффия» изобразил на площади Первой Пятилетки на Уралмаше «Супрематический крест» с цитатой Малевича: «Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски». Несмотря на то, что площадка была согласована с властями Екатеринбурга, дорожные рабочие закатали часть композиции в асфальт.

Кстати
Анна Лепорская (1900–1982) – советская художница по фарфору, живописец, график. В 1923–1926 годах проходила практику у Казимира Малевича, была его секретарём и самой молодой из его учениц.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах