Примерное время чтения: 8 минут
218

Будущее «умной» нации. Кто и как на Среднем Урале взращивает юных гениев

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. «АиФ-Урал» 04/06/2019

«У молодых людей появилось больше возможностей, чтобы себя реализовать. Во всех сферах нашей жизни, и в науке в первую очередь», – уверена куратор программы «УМНИК» в Свердловской области Ксения Лукина.

Смелое поколение

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Ксения, кто участвует в конкурсе перспективных проектов по программе «УМНИК»?

Ксения Лукина: В основном это студенты уральских вузов. Традиционно много представителей Уральского федерального университета, горного, аграрного, лесотехнического, медицинского университетов, университета путей сообщения, также это молодые учёные Уральского отделения наук.

– Научные разработки в первую очередь ассоциируются с умудрёнными опытом учёными, ваш же конкурс демонстрирует, что лицо российской (в том числе и уральской) науки стремительно молодеет. Как вы думаете, с чем это связано?

– Действительно, это тенденция дня сегодняшнего. Мне кажется, объясняется всё очень просто – у молодых людей появилось больше возможностей, чтобы себя реализовать. Во всех сферах нашей жизни, и в науке в первую очередь. И одна из таких возможностей – программа «Умник», которая направлена на поддержку научно-технических проектов молодых исследователей. Согласитесь, грант в 500 тысяч рублей – это достойная поддержка, которая позволяет молодым учёным продолжить работу над проектом, провести качественные научно-исследовательские работы.

К тому же нынешнее поколение – смелое, в какой-то степени даже дерзкое, его представители не боятся что-то делать, пробовать, искать истину, добиваться цели. Сидеть тихо, не высовываться, быть как все – это точно не их «правила жизни». Тем более что сегодня нет информационных границ.

– Какие требования предъявляются к работам «умников»? Или участники конкурса вольны в творческом самовыражении?

– Проект ради проекта, наука ради науки – это не наша история. Научные проекты «умников» в первую очередь должны иметь значение для решения современных проблем как в отдельном регионе, так и в России в целом. И, кроме самой работы, участники конкурса должны чётко представлять, как их исследовательский труд может быть реализован в конечный «продукт», как и где он может быть применён, кто его конкретный потребитель.

А вообще, мы принимаем заявки по шести направлениям: цифровые технологии, медицина и технологии здоровьесбережения, новые материалы и химические технологии, новые приборы и интеллектуальные производственные технологии, биотехнологии, ресурсосберегающая энергетика. Как видите, все направления сегодня актуальны, востребованы. Можно сказать, что темы проектов молодых учёных диктует жизнь.

От конкурса до контрактов

– Какое направление самое популярное у участников конкурса?

– Наверное, новые приборы и интеллектуальные производственные технологии. Немало проектов имеют ярко выраженную социальную направленность. Например, один из «умников» – Эдуард Гольфельд – создал программу для выявления и коррекции речевых нарушений: новый алгоритм позволяет анализировать речь на уровне звуков, а не слов. А в 2016 году грант на конкурсе «УМНИК» выиграла Александра Шубина с проектом программно-аппаратного комплекса (по сути, мобильного приложения) для выявления злокачественных опухолей кожи. Сегодня её изобретение тестируется в лечебных учреждениях Екатеринбурга, в будущем оно может быть использовано даже в небольших сельских медпунктах, поскольку понятно и доступно не только врачам, но и фельдшерам.

В 2016 году грант на конкурсе «УМНИК» выиграла Александра Шубина с проектом программно-аппаратного комплекса (по сути, мобильного приложения) для выявления злокачественных опухолей кожи.
В 2016 году грант на конкурсе «УМНИК» выиграла Александра Шубина с проектом программно-аппаратного комплекса (по сути, мобильного приложения) для выявления злокачественных опухолей кожи. Фото: obltv.ru

– Кто оценивает проекты молодых учёных?

– В полуфинале независимые эксперты из разных вузов оценивают научную новизну проекта. А в финале мы оцениваем коммерческую составляющую – будет ли он продаваться, будет ли кто-то заинтересован в его реализации? Чтобы не было, о чём мы с вами говорили, науки ради науки. Соответственно, в финале в качестве экспертов мы приглашаем и предпринимателей, и промышленников, и представителей власти.

– В Свердловской области молодые учёные получают финансовую поддержку программы «УМНИК» с 2007 года. Есть ли примеры успешной реализации проектов?

– Безусловно, и их немало. Например, Алексей Кирсанов изобрёл фоточувствительный материал, аналогов которому нет в мире. С этой темой Алексей вошёл в число победителей «УМНИКа». Полученный грант он потратил на расходные материалы и комплектующие для проведения исследований и сборки тестовых образцов. На создание уникального фоторезистора у молодого учёного ушло полгода. В начале 2017 года были заключены первые контракты с производителями датчиков пожарной безопасности и оборудования для контроля горелок на ТЭЦ. А сегодня предприятие Алексея имеет миллионные контракты.

Ещё один пример – победитель конкурса «Умник-2010» Анна Крылевская, которая разработала уникальную технологию сейсморазведки. Сегодня Анна директор инновационного предприятия, которое специализируется на уникальных методах сейсморазведочных инженерных работ. Спрос на них высок не только в УрФО, но и за его пределами. Кстати, Анна со своими коллегами продолжают научную деятельность.

И таких примеров, повторюсь, немало. Программа «УМНИК», направленная на поддержку коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых исследователей, даёт ребятам хороший толчок для продвижения в выбранном направлении.

В нужное русло

– Интерес государства (Фонд содействия инновациям – государственная некоммерческая организация. – Ред.) в финансировании перспективных проектов молодых учёных понятен. Но останутся ли сегодняшние «умники» в стране завтра?

– Если вы имеете в виду пресловутую «утечку мозгов», то, как мне кажется, сегодня этот процесс не столь активен. Напротив, очевидна тенденция к тому, что молодые люди стараются принести пользу своей стране. Тем более что у них появляются возможности для того, чтобы реализовать свои знания, навыки, свой творческий потенциал. Появляется чувство востребованности. Появляется, в конце концов, материальная заинтересованность работать здесь, что немаловажно: во-первых, наука не делается «на коленке», а во-вторых, стремление жить достойно вполне естественно для человека.

– А эксперты конкурса не «ангажируют» себе в сотрудники молодых и перспективных?

– Такие прецеденты есть. Более того, бывает, что конкурсант не победил в финале, но нам потом звонят и спрашивают его контакты: «Очень нам понравился ваш «умник», пусть он и не победил, но, может быть, мы ему сможем что-то предложить». Так что конкурс – это возможность презентовать не только свой проект, но и себя, свой потенциал.

– В прошлом номере еженедельника («АиФ-Урал» №22) мы писали о десятикласснике Данииле Казанцеве, который за изобретение автоматизированного сурдопереводчика получил малую Нобелевскую премию. В каком возрасте, на ваш взгляд, может проявиться научный потенциал?

– Мне кажется, в подростковом, когда в жизни школьника уже на качественно ином уровне появляются точные науки, когда ребята начинают ими интересоваться, когда они задаются серьёзными вопросами и начинают искать на них ответы. И в этих поисках создают что-то новое. И тут родителям, педагогам важно не просмотреть «искру таланта», вовремя направить талант в нужное русло, чтобы он не распылился, не затух. Хотя, безусловно, любое достижение – это талант, помноженный на труд. Замечу, что Фонд содействия инновациям выступает партнёром ежегодного конкурса «Капитаны: мой первый бизнес», который как раз развивает в школьниках творческую, предпринимательскую, научную жилку.

Сегодня школьники действительно демонстрируют немалые достижения, достойные самого пристального внимания. Скажем, мы были на презентации проектов ребят образовательного центра «Золотое сечение» и были немало удивлены – додуматься до такого в школьном возрасте! Эти подростки вызывают уважение. Главное, чтобы у школьников были возможности для самореализации, такие, как, например, в технопарках «Кванториум». По большому счёту, подобные технопарки должны быть в каждом городе, в каждом районном центре, чтобы все без исключения дети и подростки имели возможность проявить свой талант. Пока же дети из глубинки, например, могут заявить о себе только благодаря энтузиазму педагогов.

ДОСЬЕ
Ксения Лукина родилась в г. Нижние Серги Свердловской области. В 2018 году окончила Уральский государственный горный университет с отличием по специальности «маркшейдер». Работает в Фонде содействия инновациям в Свердловской области. Куратор программы «Умник». Хобби: вяжет мягкие игрушки.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах