Примерное время чтения: 5 минут
567

«Нельзя ошибаться». Почему дети боятся учителя и проявляют агрессию?

«Пару лет назад мне стали интересны фоновые процессы, происходящие на уроке и на первый взгляд вообще не связанные с преподаванием/изучением английского. Дивный новый мир - эмоции. Даже так – ЭМОЦИИ», - поделилась преподаватель английского языка Любовь Окулова на своей странице в Facebook .

Ниже приводим пост педагога с минимальными купюрами.

Всё началось с наблюдения за взрослыми людьми, так как их среди учеников Окуловой было больше. При этом взрослые нередко начинали вести себя как дети:  признавались, что сомневаются в себе, говорили «асболютами» (всегда, никогда, всё, ничего), замыкались в себе, боясь сделать ошибку. То есть взрослые автоматически начинали играть роль ученика со всеми его стереотипами (учитель всегда прав, ошибка наказуема). При этом данное состояние – позиция достаточно уязвимая, многим становится страшно (been there, done that).

В этом случае Окулова добавляла в обучение приёмы психотерапии, как то:

1) вам непонятно, и это нормально;
2) вы сейчас этого не умеете, но скоро будет легче;
3) без ошибок не бывает прогресса;
4) вы расстроены результатом, я вас понимаю.

Список расширялся при обучении детей и подростков:

1) если ты забыл домашку – это не смертельно;
2)ты надеялся на другой результат теста, давай подумаем, как избежать этого в будущем;
3) ты злишься, но я бы тоже злилась, если бы меня кто-то обозвал.

«У меня очень практичные цели, когда я контейнирую кого-то в классе, - рассказывает преподаватель. – Во-первых, мне нужно быстро вернуть человека в рабочий процесс, поэтому мне проще помочь ему назвать свои эмоции и показать ему «я тебя вижу» вместо игнорирования или, что хуже, пристыжения или обесценивания. На всякий случай, «что ты расстраиваешься из-за такой глупости» это обесценивание. Во-вторых, сто раз человека сконтейнируешь, а в сто первый он это сам с собой сделает, и я уже не нужна. А это и есть цель моего учительства - сделать так, чтоб я стала не нужна. Двойная польза - и английским овладеет, и EQ разовьет».

«Почему я это делаю? Потому что я – взрослый и могу, - отмечает Любовь Окулова. – Кто-то довольно пренебрежительно отзывался о моих годах в психотерапии, but you know what? Раз в неделю я прихожу и вываливаю всё это добро своему терапевту, и она мне говорит: «Я понимаю, вы ______(вставьте нужную эмоцию)». И поэтому я не срываюсь на близких из-за рабочего стресса, не бухаю. Это недёшево, зато эффективно. Один только раз я разревелась посреди урока в гимназии, что пришлось выйти в коридор - когда ученик грязно выругался. Ну, не хватило тогда моего контейнера, я ж не супермен».

Про мнению педагога, со взрослыми в любых контекстах это правило работает, чтобы поскорее пройти эмоциональную стадию и дойти до деловой. А некоторым вообще только контейнирование и нужно: активно послушаешь десять минут, и человек уже сам видит пути решения проблемы. Потому что человеку нужен человек.

Кроме того, на уроке есть групповая динамика, есть дети, которые выражают всеобщую эмоцию, потому что у них обычно самые слабые границы. Поэтому эта эмоция группы льётся через них. Например, никто не хочет открыто возмущаться заданиями - всегда найдется один, который скажет о них «кошмар». Нужно сконтейнировать его, а успокоятся все. Также из-за четкой иерархии в классе всегда появляются люди, которые начинают исправлять ошибки одноклассников. Но в отличие от учителя, они не приносят этим никакой пользы. Таких тоже надо нейтрализовать тем же контейнированием аля «здорово, что ты замечаешь ошибки в чужой речи, но не нужно брать на себя мою роль, давай я сама буду исправлять то, что посчитаю нужным, а он сам справится с заданием».

«В общем, я не Петрановская и не Гиппенрейтер и не Винникотт, у них более подробно описано, что и как говорить детям, - подводит итоги Любовь Окулова. – Да, бывают дни, когда я думаю «мне не за психологическую помощь ученикам платят», а бывают дни, когда это делается мной естественно. Но преподавание – это гуманистическая профессия, we shape people, поэтому я всеми руками и ногами за супервизию для преподавателей - столько чужого в себя за день насобираешь, что только успевай до психотерапевта донести».

Напомним, что Любовь Окулова проработала в 108-й гимназии первые три месяца 2019 года. До этого времени она либо училась сама (в том числе в США), либо учила других. С системой работы общеобразовательной школы она столкнулась впервые. Уволившись после скандала, который инициировали родители обиженного ученика, педагог увидела в современном школьном образовании целый ряд проблем.

Стоит также отметить, что это уже вторая колонка педагога в «АиФ-Урал», в первой она рассказала об одном из главных дефектов школы – материнском архетипе.

Наша справка

*Контейнирование – понятие, используемое в психоанализе для описания отношений между людьми, включая отношения между ребёнком и матерью, пациентом и психоаналитиком, личностью и обществом. По сути, это понятие включает в себя направление неуправляемых эмоций на принимающего человека.

*EQ (англ. Emotional quotient) - эмоциональная компетентность. Также под этой аббревиатурой часто подразумевают понятие эмоционального интеллекта. Этим словосочетанием психологи обозначили способность человека понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями окружающих. EQ значительно более важный фактор личной успешности человека, чем «логический» интеллект  IQ. Только благодаря уровню EQ люди добиваются высоких результатов, становятся удачливыми.

*Супервизия –форма профессионального становления и развития психолога/психоаналитика, которая сочетает в себе три задачи - обучающую, консультационную и поддерживающую.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах