aif.ru counter
173

Как сдать экзамены без нервотрепки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ на Урале 11/05/2011

Об этом рассказывает гость «АиФ-Урал» педагог-психолог Екатеринбургского центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» Галина Васильева.

Стресс, но с +

— Галина Ивановна, экзамены — это стресс. Интересно, со знаком «плюс» или «минус»?

— С медицинской точки зрения, стресс всегда со знаком «плюс»: организм мобилизуется, перестраивается, человек приобретает новые качества, навыки совладания с той или иной ситуацией. Другое дело, как мы выходим из стресса, как относимся к экзамену. Ведь для кого-то это катастрофа (и такие примеры есть). Не сдал — рыдания, жизнь закончилась и так далее. Вот тогда «вырисовывается» «минус».

Хотя, в общем, дети воспринимают ситуацию проще. Тем более что ЕГЭ как форма сдачи экзамена уже стала для них более или менее привычной. Родителям же и педагогам есть с чем сравнивать, поэтому они волнуются больше. Хотя я, например, вижу много плюсов в итоговой аттестации, которая проводится в форме ЕГЭ.

На самом деле очень много лет наши дети показывали именно объем знаний, и этим объемом они очень отличаются от детей во всем мире. Но они также отличаются неумением применить эти знания. А во время ЕГЭ образуется ситуация, когда необходимо быстро мобилизоваться, «собрать» все, что есть в голове, и применить имеющиеся знания. Это трудно, потому что наши школьники не совсем готовы к этому. Проще вспомнить: «В таком-то параграфе, на такой-то странице было вот это». И рассказать. Между тем, для того чтобы стать успешным в обществе, необходимо уметь применить, использовать все, что в тебе заложено, а не просто копить знания.

— Нужно ли отдельно готовиться морально к ЕГЭ?

— Конечно. Прежде всего, необходимо себя настроить на то, что все получится. В конце концов, не зря же 11 лет учился! Знания все равно есть, главное — мобилизоваться.

Хотя, знаете, тревожные дети бывают только у тревожных родителей. Если волнуются родители, естественно, это передается ребенку, он только и будет думать: «Я не знаю, я не знаю…». Тем более тревожность нарастает, поскольку выбран вуз, возникает вопрос: «Если не поступлю, что будет дальше?». Поэтому мы и родителям, и педагогам, и детям рассказываем — важно настроиться на то, что все будет хорошо. В конце концов, даже если что-то не получится, мир не рухнет, это не трагедия, в вуз можно поступить и на следующий год. Важно понять, чем больше тревожность — тем выше риск худшего результата. Когда ребенок расслаблен, у него в голове, если можно так выразиться, все свободно, ему легче «достать» знания.

Вообще многие дети сдают экзамены, основываясь на интуиции. Это нормально. Более того, сегодня в психологии бытует устойчивое мнение о том, что интуицию необходимо развивать. Это колоссальные возможности, которыми мы не пользуемся! А во время экзаменов надо пользоваться всем.

Спокойствие!

— Исключая шпаргалки…

— Я к ним лояльно отношусь. Когда человек пишет шпаргалки, у него столько знаний появляется! Мне вообще кажется, что процесс сдачи экзаменов надо пересмотреть в пользу разрешения пользоваться всем, чем можно. Пользоваться ведь тоже надо уметь. Иногда никакая шпаргалка не поможет.

— Галина Ивановна, как вы относитесь к традиционному бдению над учебниками в ночь перед экзаменами?

— Нет, нет и нет. Мы, конечно, с вами тоже «бдили», но это не очень хорошо, не эффективно. В последнюю ночь надо дать организму отдохнуть, расслабиться. Чтобы мозг был насыщен кислородом.

— А что еще «нет, нет, нет»?

— Иногда родители начинают «подкармливать» детей различными стимуляторами — категорически не стоит этого делать. Организм в естественном состоянии привык использовать имеющиеся в нем ресурсы. Стимуляторы — это дополнительная, лишняя нагрузка. А вот витамины принимать можно. Целесообразно обратить внимание на рацион питания, включить в него орехи, которые — отличная пища для работы головного мозга. Важная деталь. Не стоит давать ребенку на экзамен сок. Соки требуют больших затрат организма на переработку, поэтому пить лучше простую воду.

На что еще хочется обратить внимание. Многие родители наседают на ребенка: «Сиди, учи!» На это тоже «нет». Если ребенок весь день находится в помещении, его мозг недополучает кислород. И что же он выучит? Поэтому прогулки на улице (в выходные — загородные) — обязательны!

— А что вы думаете по поводу всевозможных примет, талисманов?

— Ради бога! Открывайте форточку, кричите: «Халява, приди!» Это вроде шутка, но… Что такое приметы? Это, опять же, расслабление организма: я положил пятак под пятку и уверен, что у меня все получится. На самом деле я расслабился. А это — огромный плюс.

— Галина Ивановна, ребенок пришел в аудиторию, получил бланки ЕГЭ… И?

— Прежде всего, нужно спокойно посмотреть бланки. Сориентироваться, где что подписывать. Не спешить! Не суетиться! Посмотреть задания, оценить: что знаешь наверняка, а в чем сомневаешься. Мы рекомендуем начинать с того, что знаешь: на это уходит меньше сил, да и какой-то балл уже обеспечен. А вот потом выполнять уже задания, в которых не совсем уверен. Когда же будут сделаны и они, можно попытаться выполнить задания повышенной сложности. Если ответ будет правильным (пусть даже интуитивно), это принесет дополнительные баллы. Но главное, повторюсь, не спешить.

К слову, расслабиться, справиться с тревожностью помогает правильное дыхание. В какой-то момент может показаться, что не знаешь в каком-то задании ни-че-го. Закрой глаза, сделай несколько медленных глубоких вдохов-выдохов, и обязательно ответ придет. Ведь организм может извлекать какую-то информацию, только когда он спокоен.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество