aif.ru counter
1176

«Кому я нужен после 55?» Главные навыки долголетия от врача-специалиста

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. «АиФ-Урал» 23/08/2017
Степан Чаушьян / АиФ

Школа здоровья и долголетия, учебный сезон в которой начался на этой неделе, – уникальная возможность получить новые знания, умения и навыки, а также расширить круг общения. В этом уверена главный специалист по профилактической медицине Свердловской области, руководитель областного центра медицинской профилактики Светлана ГЛУХОВСКАЯ.

«Кому я нужен?»

Рада БОЖЕНКО, «АиФ-Урал»: Светлана Владимировна, почему вы решили объединить людей старшего поколения?

Светлана ГЛУХОВСКАЯ: В возрасте «55+» люди переживают сложный этап своей жизни, связанный с выходом на пенсию. Представьте, вы теряете сразу заработную плату, профессиональное признание, широкий круг общения. Кроме того, как ни крути, а работодатели, соблюдающие требования российского законодательства, инициируют регулярное обследование своих сотрудников (особенно если речь идёт о бюджетной сфере), то есть человек привыкает, что о его здоровье кто-то заботится. Выходя же на пенсию, ты остаёшься один на один с проблемами со своим здоровьем и должен найти себе какое-то занятие. Не все с этим справляются.

Человек теряет связь с обществом и перестаёт себя осознавать как социально значимую личность: «Кому я нужен? Дети взрослые, внуки подросли». Как только обосновываются в голове эти мысли, начинает портиться и физическое здоровье.

Поэтому идея создавать школы здоровья и долголетия «55+», идеологически возникшая в региональном минздраве и в нашем центре, оказалась очень важной. Почему именно школы? Убеждена, что единственная «недвижимость», в которую стоит вкладываться, – это знания. Они остаются с тобой, пока ты ментально сохранен. Но кроме знаний есть ещё умения и навыки, которые никогда лишними не бывают. В нашей школе мы и даём слушателям знания, умения и навыки. Не обременительные, простые, но практически очень важные.

Маленькая, но наука

КСТАТИ
Физическая активность необходима в любом возрасте. Если вы ведете малоподвижный образ жизни, рекомендуется начинать с нагрузок низкой интенсивности (с медленной ходьбы). Интенсивность нагрузок рассчитывается следующим образом. Низкая интенсивность – 35-55% МЧСС; умеренная интенсивность – 55-70% МЧСС, значительная интенсивность – 70-85% МЧСС. Максимальная частота сердечных сокращений (МЧСС) = 220 – возраст. Или по разговорному тесту. Низкая интенсивность – можно петь; умеренная – можно комфортно разговаривать; интенсивная нагрузка – разговор прерывается из-за одышки.
– В том числе, касающиеся артериальной гипертонии?

– Конечно. К сожалению, артериальная гипертония – это признак возраста, старения (как бы ты хорошо ни выглядел, сосуды становятся менее эластичными). Но если возраст – фактор, на который мы не можем повлиять, то низкая двигательная активность, курение, повышенный уровень холестерина, снижающие эластичность сосудов, – факторы вполне управляемые. На занятии в школе «55+» опытный доктор рассказывает слушателям, что такое артериальная гипертония, как к этому надо относиться и что с этим делать.

Но, что очень важно, теория сопровождается практическими занятиями, на которых слушатели учатся подбирать аппараты для измерения давления, правильно измерять

Я вообще считаю, что правила измерения давления и пульса – это те жизненно важные навыки, которым должны обучать детей ещё в общеобразовательной школе.

– Сегодня на Среднем Урале стремительно развивается скандинавская ходьба. Обучают ей и в вашей школе. Дань моде?

– Ни в коем случае. Северная ходьба (правильное название) – метод физической активности, не имеющий противопоказаний. А эффект колоссальный. Действительно, обучение северной ходьбе входит в программу занятий Школы здоровья и долголетия «50+». Как подобрать палки, как ими пользоваться, как правильно отталкиваться, держать тело, ставить стопу – всему этому и многому другому учатся слушатели школы. Это маленькая, но наука.

– Как и курс «Основы здорового питания»?

– К ним вообще надо относиться как к заповедям. На этих занятиях слушателей не будут учить варить кашу или диктовать рецепты блюд, но познакомят с правилами здорового питания, которых на самом деле немного. В школе человек может получить консультацию и по поводу составления индивидуального меню.

Не с той ноги

– Мы уже поговорили о скандинавской ходьбе. А вообще физическая активность в возрасте «55+» так же важна, как например, в юности?

– Физическая активность – это единственная бесплатная таблетка от всего! Всё лечится движением. Поэтому мы рассказываем нашим «ученикам», почему так важно в любом возрасте двигаться. Даже показывают позу, в которой лучше выполнять какую-то домашнюю работу, учат правильно ставать утром с постели. Вот как вы встаёте?

– Чаще всего вскакиваю.

– Вот видите, а это неправильно. Как маленький ребёнок встаёт?

– «Потягушечки-порастушечки».

– Обязательно! Позвоночник нужно привести в состояние боевой готовности, а для этого надо потянуться. Кроме того, есть специальные упражнения в кровати. Скажем можно попеременно ногами «писать» цифры: десять цифр правой ногой, столько же – левой. Потом пять раз сесть и потянуться руками к пальцам ног. На это тратится всего минут 10, но позвоночник уже будет готов к вертикальному положению. Это очень простые, но очень важные вещи. Кстати, правильное вставание утром влияет и на настроение, не зря же говорят: «встал не с той ноги».

– Интересно, а ваши ученики после «выпуска» продолжают общаться?

– Знаете, слушатели нашей школы потом образуют «клубы по интересам», они обмениваются телефонами, общаются. У них появляется новая общность. То есть мы, кроме всего прочего, даём людям тему для общения. Это в детстве мы общаемся друг с другом без всяких «почему», а в старшем возрасте всё же нужна объединяющая идея.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество