Примерное время чтения: 6 минут
1019

Врач не лечит…

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ-Урал 09/11/2011

Медицина должна постоянно совершенствоваться. Плато в ней нет и быть не может. Об этом, в частности, говорит главный врач ОКБ №1, доктор медицинских наук, заслуженный врач России Феликс БАДАЕВ.

Основной капитал

- Феликс Иосифович, с одной стороны, говорят, что отечественная медицина (уральская, в частности) значительно отстает от зарубежной. С другой стороны, все чаще говорят, что она идет вперед едва ли не семимильными шагами…

- Отчасти правы и те и другие. Отставание медицины, как и других отраслей, началось постепенно в период застоя. А в 30-50-е годы она соответствовала мировому уровню. Но за рубежом широко началось продвижение клиник. К чему это привело? Сегодня, скажем, приезжай в любой кардиоцентр Германии - и получишь одинаковую помощь. У нас такого нет. Наша медицина всегда строилась по принципу пирамиды, и сегодня ничего в организации здравоохранения по большому счету не изменилось. Есть фельдшерско-акушерские пункты, есть участковые и центральные районные больницы и так далее, вплоть до областной больницы.

Хотя участковый принцип оказания медицинской помощи и для того времени, когда он был внедрен, и для дня сегодняшнего не самый плохой. Другое дело, что у нас настрой на больного никогда не подкреплялся экономически, поэтому мы отстали технологически и организационно. Сейчас пытаемся это отставание ликвидировать. В том числе и по организации помощи. У нас слишком большая область. Скажем, в Пелыме как получить высокотехнологичную помощь? Да никак. И не только в Пелыме. Взять хотя бы Пригородный район Нижнего Тагила… Проблема дорог - добраться невозможно. За рубежом, если поликлиника в 15 километрах, - ни у кого это не вызывает вопросов. Если надо поехать на МРТ за 20 км - то же самое. Сели на машину и поехали. Кроме того, там хорошо развита санавиация. Каждый приличный госпиталь, например нашего масштаба, имеет вертолетную площадку. У нас перевезти больного очень дорого, вертолетов не хватает, поэтому каждый случай обсуждается…

Тем не менее мы движемся. Пусть не семимильными шагами, но все же. Уровень помощи в больницах постепенно повышается. Сегодня важная проблема - кадровая. Необходимо, чтобы врачи понимали возможности современной аппаратуры и использовали ее на полную катушку. Я думаю, что перспектива у нас хорошая.

- В юбилейные дни уместно спросить, о чем бы вы как главный врач могли сказать: «Мы это сделали»?

- Меня часто спрашивают, что вам даст модернизация? Всегда отвечаю. В нашей больнице модернизация никогда не прекращалась. Начиная с середины 90-х мы поставили себе планку - стать больницей высокотехнологичной помощи. А это требует особой подготовки кадров - узкую специализацию ты можешь освоить только в том случае, если широко образован. Кроме того, высокие технологии «подтягивают» за собой другие.

Словом, мы поставили эту планку и методично ее удерживали, несмотря на все проблемы. В итоге мы создали Центр сердца и сосудов. Начали оснащать кардиохирургию и под нее построили целый корпус. У нас появился первый в Свердловской области магнитно-резонансный томограф. В середине 90-х годов мы очень активно взялись за организацию трансплантологической помощи. Проблема трансплантации - не техническая. Как и всякая операция, она требует определенного навыка… Этому научить можно. Но вот организовать - довольно непросто, поскольку на тот момент это было связано и с законодательными проблемами...

- И с этическими?

- Конечно. Если вы помните, в середине 90-х как раз началась в газетах компания… Дескать, мальчика нашли с вырезанной почкой, еще что-то… Бред полный! Но в этих условиях мы начали активно работать и постоянно идти вперед. А в медицине только так и возможно. Либо мы постоянно растем и совершенствуемся, либо - все. В медицине плато не бывает. Но при всем том основной капитал нашей больницы - это, безусловно, высокопрофессиональный коллектив.

Предел времени

- Почему при всех имеющихся возможностях тем не менее существуют очереди на те же операции, например?

- Возможности-то есть… Но ведь есть и временные пределы. У нас, скажем, МРТ работает в четыре смены по шесть часов. Пятой в принципе быть не может. Очередность сумасшедшая! Мы почти ликвидировали очередность на кардиохирургические операции, кроме нарушения ритма - это связано с дорогостоящими расходными материалами. На ряд других операций есть очередь, потому что, кроме нас, их никто не делает. Разумеется, на неотложные хирургические вмешательства очереди нет.

- Феликс Иосифович, а храм, работающий при больнице, - это дань моде или…

- Или. Признаюсь, я человек не воцерковленный, но понимаю, что среди наших пациентов есть много людей, которым это надо. Душевный покой помогает лечению. Вы знаете, что врач не лечит?

- То есть?

- Он помогает пациенту избавиться от болезни! Это надо понять всем больным. Если человек ничего не хочет, лечение почти всегда обречено на неудачу. Я работал в реанимации и знаю, как бывает. Казалось бы, безнадежный больной (с усредненной точки зрения), но он хочет жить, цепляется за жизнь и… выживает. А есть люди, которые при гораздо меньших поражениях размякают, опускают руки и… В этих случаях как раз священнослужители очень помогают.

ДОСЬЕ:

  • Феликс Иосифович Бадаев родился в 1952 году в Магнитогорске. После окончания Свердловского государственного медицинского института до 2001-го работал в Первой областной клинической больнице врачом анестезиологом-реаниматологом, заведующим отделением, заместителем главного врача.
  • В 2001-м назначен главным врачом ГКБ №40 Екатеринбурга.
  • С 1 февраля 2008 года возглавил областную клиническую больницу №1.
  • Доктор медицинских наук, заслуженный врач России, профессор Уральской государственной медицинской академии. Женат, имеет двоих детей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах