aif.ru counter
Светлана Евдокимова 208

Анатолий Гайда: «Телегу не ставят впереди лошади»

На Среднем Урале вновь актуальна идея Большого Екатеринбурга.

Автор фото: Светлана Евдокимова / «АиФ-Урал»

Идея создания Большого Екатеринбурга на Среднем Урале давно вызывает массу споров у политиков, чиновников и простых уральцев. В последние дни тема эта вновь стала главной в информационной повестке региона. Своими размышлениями по этому поводу с «АиФ-Урал» поделился советник губернатора Свердловской области, доктор философских наук Анатолий Гайда.

За стол переговоров

Светлана Евдокимова, «АиФ-Урал»: Анатолий Войцехович, идея объединить Екатеринбург и ряд городов-спутников появилась ещё в 2003 году. Помнится, её выдвигал экс-мэр столицы Урала Аркадий Чернецкий. Но никакого развития она тогда не получила. Насколько эта тема актуальна сегодня? Есть ли у нее будущее?

Анатолий Гайда: Вы правы, тема эта в Свердловской области периодически возникает и гаснет. А происходит это потому, что телегу у нас всё время ставят впереди лошади. Проблема в том, что Аркадий Чернецкий видел Большой Екатеринбург исключительно в качестве единого муниципального образования. Это означает, что все города-спутники должны ликвидироваться и слиться в одну административную единицу. Поэтому вполне естественно, что на местах эту идею воспринимали не очень хорошо.

Простой пример: существует целый ряд территорий, жители которых имеют льготы (взять те же сельские поселения). Но как только они становятся частью большого города, они этих льгот лишаются! Ликвидация представительных и исполнительных органов власти в пользу Екатеринбурга вызывает отторжение и у чиновников, и у местных олигархов, а зачастую и у населения.

И еще один важный момент: воплотить идею Большого Екатеринбурга сами муниципалитеты не смогут никогда, это практически невозможно. Потому что эта проблема – надмуниципальная! Необходим «третейский суд» или, если хотите, «высший разум», который будет искать и найдет разумные компромиссы. До последнего времени никто из свердловских губернаторов этим вопросом серьезно не занимался…

Алексей Смирнов, «АиФ-Урал»: Что же изменилось?

– Изменилась ситуация, прежде всего – экономическая. Да, Свердловская область по сравнению с другими регионами выглядит сегодня неплохо. Но мы должны учитывать все нюансы, думать – как нам жить и развиваться дальше. Поэтому и возникла идея усовершенствовать систему управления. Как раз сейчас губернатор готовит документ о создании отдельной рабочей группы во главе с вице-премьером по подготовке концепции Большого Екатеринбурга. В нее войдут ряд областных министров, главы муниципалитетов, депутаты, олигархи, представители науки. Это будет большая группа специалистов, направленная на серьёзную работу.

Хочу, чтобы вы поняли: между идеями Аркадия Чернецкого и Евгения Куйвашева существует принципиальное различие. Чернецкий сразу же переводит все в плоскость объединения муниципалитетов. Куйвашев призывает для начала проанализировать проблемы городов – Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Арамиля, Березовского, Среднеуральска. В градостроительной политике, здравоохранении, образовании, транспорте, ЖКХ. Нужно посадить глав городов за стол переговоров, найти точки соприкосновения, сформулировать общие проблемы и пути их решения, составить трёхсторонние соглашения. Естественно, что без областной власти здесь не обойтись, ведь в разрешении всех этих проблем участвует бюджет региона.

Но это – только первый этап. Думаю, что когда мы поймем – в каком направлении двигаться, губернатор даст распоряжение подготовить к концу года государственную областную программу развития Большого Екатеринбурга. И вот тогда уже появится какой-то юридический инструмент воплощения этой идеи. Только тогда, не раньше, мы сможем рассматривать предполагаемые варианты будущих объединений.

– Хотите сказать, что пока какой-то концепции нет?

– Я вам больше скажу: если кто-то вам скажет, что знает – как будет выглядеть Большой Екатеринбург, не верьте! Сегодня этого не знает никто. Может быть, это будет единое образование, может быть – их будет несколько. Ведь агломерации тоже бывают разные. Но чтобы понять это – нужно сесть за стол переговоров. К этому-то и призывает губернатор. 

История рассудит

– Ряд депутатов гордумы побывали в Челябинске и заявили, что такой реформы самоуправления, которая произошла там, нам якобы не надо. Ваше мнение по этой проблеме?

– Здесь, как говорится, сколько людей – столько мнений. Даже в гордуме Екатеринбурга есть депутаты, которые – за, и те – кто против. История рассудит – кто прав. Пока прошло слишком мало времени, чтобы судить о результатах, ведь в том же Челябинске даже не сформированы окончательно органы власти, да и на федеральном уровне этот вопрос еще изучается. Пойдет ли Екатеринбург по этому пути или нет – пока неясно. Но я считаю, что не надо хотя бы оболванивать людей! Например, Евгений Порунов, который когда-то возглавлял гордуму, пугает горожан: дескать, как мы будет делить транспорт, водоснабжение между районами? Но простите, в законе четко прописано – какие полномочия остаются за городом, а что будет передано районам. Никто не собирается разрушать город как единый муниципалитет!

– Войну между областью и Екатеринбургом мы наблюдаем из года в год. Так было и при Росселе, и при Мишарине… Есть надежда, что когда-нибудь это противостояние прекратится?

– Спешу вас огорчить: по большому счету конкуренция между областными и городскими властями не закончится никогда. Потому что это естественный процесс, так выстроена система бюджетных отношений. Если, допустим, я защищаю интересы города, то автоматически вынужден входить в противоречие с интересами области. Но ничего плохого в такой конкуренции нет, если она не выплескивается на улицы, не переходит в личное противостояние. К сожалению, у нас все это приобретает достаточно уродливые формы…

Между тем область со своей стороны готова помогать всем без исключения муниципалитетам. Но губернатор призывает к прозрачности расходов. Главы должны пояснить – на что и как они потратят деньги. Это бюджет, и без соответствующего контроля здесь нельзя. И вот тут-то зачастую начинаются проблемы...

Политическая воля

– Большой Екатеринбург – это очень важно, но в нынешней столице Урала проблема №1 – это грязь. В последние годы вроде бы стали немножко убирать, но если сравнивать с нашим соседом – Тюменью, результат получается не в нашу пользу. Мэрия пеняет то на «неправильные» клумбы, то на отсутствие средств и помощи от области… Эту беду в Екатеринбурге можно решить?

– Конечно, клумбы, где земля лежит на уровне поребриков, – это, несомненно, источник грязи. Однако не меньший коллапс – многочисленные стройки. Много ли у нас в городе строек, где на выезде у грузовиков моются колеса? Да, они есть, но только в качестве исключения. Я долго жил и работал на Западе – в Чехии, в Западной Германии. Там эта проблема полностью решена. А чем у нас посыпают асфальт в гололед? И во что это превращается весной? Въезжаешь в Екатеринбург – машина мгновенно становится грязной

Но все же главная проблема – это отвратительное качество уборки. Что значит – не хватает средств? Допустим, вам нужно десять поливальных машин. Так вы представьте обоснования, подготовьте соответствующие документы. Однако местные власти просто просят денег, при этом пытаясь уйти от какого-либо контроля за их расходом. А ведь это бюджетные средства! И еще: когда читаешь отчеты городских властей о количестве вывезенного снега, грязи и мусора, возникает острое подозрение, что у чиновников что-то не так с арифметикой…

– Вернемся к проблеме Большого Екатеринбурга. Вам не кажется, что изначально бренд «Большой Екатеринбург» был выбран не слишком удачно? Что он ставит небольшие, но зачастую успешные города-спутники столицы Урала в крайне невыгодную позицию…

– Не вижу ничего страшного. На самом деле Большой Екатеринбург – это условное название. Еще раз повторюсь: никто не собирается силой затаскивать Арамиль или Верхнюю Пышму в состав столицы Урала, никто никого ломать не будет, таких целей нет. Улучшить работу муниципалитетов при существующей структуре власти, решить проблему детских садов и школ, построить новые дороги, улучшить здравоохранение, коммуналку и работу транспорта – вот в чем задача.

– У нас в стране, чтобы сделать что-то хорошее, одной экономической целесообразности бывает мало, нередко нужна политическая воля федерального центра. Вы собираетесь заручиться такой поддержкой?

– Если мы в перспективе выйдем на вариант какого-то объединения, я не исключаю, что одобрение со стороны человека, который определяет в стране очень многое, будет не лишним. Простой пример – инженерная школа. Довольно долго эта идея продвигалась как-то вяло. Но как только Владимир Владимирович дал добро – тут же заработали федеральные министерства, подключились олигархи, процесс пошел! Поэтому я не исключаю, что в обозримом будущем губернатор доложит об этой идее в Москве. Но, в любом случае это будет гораздо позднее.

На сегодняшний день мы рассматриваем тему Большого Екатеринбурга исключительно в экономическом аспекте. Главное, что от реализации этого проекта должно быть хорошо всем. Ведь мы ничего не отнимаем у мэров или у депутатов, мы не ущемляем интересы жителей. Найти компромисс – вот что важно. Инвестиции всегда идут туда, где чувствуется сила. Проблемы у всех муниципалитетов и их жителей схожие. Так давайте объединимся, чтобы решать их сообща! Это будет и дешевле, и продуктивнее…




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Экономия правды. Что такое постправда и как она работает
  2. Как обманывают лжеврачи? 9 советов против жуликов в «медицинских» центрах
  3. Шипулин и Смирнов. Как распределились места в политической гонке на Урале?
  4. Сухая осень. Что говорят синоптики о погоде на Среднем Урале?
  5. Климакс: как вернуть яркость ощущений от секса
  6. В доме скопились горы мелочи. Как обменять монеты на бумажные купюры?
  7. Гриппуют все! Что делать, чтобы не заболеть?
  8. Как построить несокрушимую компанию? Семинар Ицхака Адизеса в Екатеринбурге

Самое интересное в регионах
Роскачество