Северный широтный ход стал одним из самых масштабных и столь же скандальных проектов в России. Несмотря на всю необходимость и важность магистрали, концепцию которой одобрил президент Владимир Путин, её реализация завязла в коррупционной паутине. «АиФ-Урал» одновременно с полпредством продолжает аудит «КР».
Первый и последний
Крупнейший в УрФО мост через Надым был первым и, по сути, единственным крупным объектом, построенным и сданным в эксплуатацию «Корпорацией развития» в рамках мегапроекта Северный широтный ход (СШХ). Открытие путепровода стало самым значимым событием на конкурсе «Событие года. Россия-2015» в номинации «Транспорт». На церемонию приехали главы четырёх регионов и тогдашний полпред президента РФ в УрФО Игорь Холманских, который заявил: «Мост положит начало великой стройке нашей страны. Это первый вклад Урала в создание полярной железнодорожной магистрали Северный широтный ход». В те дни ещё никто не знал, что именно строительство моста станет предметом целой серии судебных тяжб и скандалов федерального уровня.
Возведение моста началось в сентябре 2011 года. Путепровод длиною 1 334 километра включал железную и автомобильную дороги. Правда, на сегодняшний день работает только автомобильная. Железнодорожную линию планировали сдать в 2016 году, но воз и ныне там.
Изначально строительством объекта стоимостью в 14 млрд рублей занималась компания бизнесмена Александра Забарского «Мостострой-12». Но в 2013 году между заказчиком (ООО «УралСтройТехнологии», дочка «КР») и подрядчиком начались конфликты. Забарский пошёл на «шантаж», угрожая заморозить объект, если корпорация не увеличит финансирование. Трения начались, как только в «Корпорации развития» сменилось руководство – с поста гендиректора ушёл Александр Белецкий. Новый руководитель Сергей Маслов провёл аудит и пошёл на принцип, в результате чего «Корпорация развития» сменила подрядчика. Мост через Надым достраивала и сдавала уже другая компания.
Серьёзные проблемы начались в 2016 году, когда, став жертвой оговора, был арестован Маслов (руководил корпорацией с 2013 года). Выяснилось, что ряд топ-менеджеров размещали деньги акционеров в проблемном банке «Народный кредит», переводили их на счета оффшорных компаний, а потом, как сказано в материалах дела, тратили их «на личные проекты». Позднее силовики во всём разобрались, Маслова освободили, а одним из главных фигурантов уголовного дела стал его бывший зам по безопасности Сергей Лукин. Однако далеко не факт, что Лукин был главным звеном в коррупционной цепочке.
Двое из ларца
Правоохранители не исключают, что деньги в «Народный кредит» перечислялись по рекомендации Лукина, но об этом был осведомлён один из сотрудников банка и как минимум ещё один топ-менеджер в корпорации. Но если не Маслов, которого оправдали по всем статьям, то кто?
С развалом и банкротством перспективной когда-то «Корпорации развития» многие эксперты связывают деятельность двух, вероятнее всего, заинтересованных в этом лиц. Один из них, как ни странно, бывший глава компании Сергей Новицкий. Исполняющим обязанности руководителя «КР» он был назначен в ноябре 2016 года – сразу после ареста Маслова. Как сказано на сайте «КР» - «для оперативного управления». До этого Новицкий занимал должность заместителя гендиректора по строительству. У него были широкие полномочия и доступ к любой информации, касающейся корпорации, в том числе финансовой.
Время правления Новицкого ознаменовалось массовыми увольнениями опытных сотрудников, продажей активов корпорации (в том числе – в Москве), сворачиванием разнообразных проектов и проигранными судами. Одна из его бывших подчинённых вспоминает, что за 8 лет работы в компании «пережила» пятерых гендиректоров. При Новицком она была уволена.
Основной кредитор
Итоги громкой судебной тяжбы были оглашены в октябре 2016 года, незадолго до отставки Новицкого. Арбитражный суд Москвы взыскал с «Корпорации развития» и её дочерней структуры ООО «УралСтройТехнологии» 2 млрд рублей в пользу «Мостостроя-12». Заявитель – Забарский – обвинил бывших партнёров в пользовании чужими средствами, а корпорацию – в необоснованном обогащении. 1,7 млрд рублей составила сама задолженность, 369 млн – проценты за просроченные платежи, остальные деньги ушли на госпошлины и на судебную экспертизу.
Сегодня «Корпорация развития» находится на грани банкротства. Из двух сотен сотрудников, работавших в ней когда-то, осталось около 40 человек. Долги компании составляют порядка 3 млрд рублей, и эта сумма может со временем увеличиться. Хотя все понимают, что выплатить её корпорация не сможет, на это не хватит никаких активов. Среди кредиторов «КР» - ООО «Бруно Финанс», «Корпорация Северо-Запад», Чешский экспортный банк, выдавший в своё время кредит на строительство ТЭС «Полярная» (один из провальных проектов «КР», о котором мы ещё расскажем). По имеющимся данным, чехи требуют от 16,4 млрд долларов.
И всё же основные претензии, по мнению экспертов, исходят от Забарского. «Как мы понимаем, Забарский является основным кредитором, пусть и выступающим опосредованно, - сообщил изданию «Правда УрФО» осведомленный источник в конце октября этого года. – Сейчас его задача – поскорее добиться банкротства и посадить своего конкурсного управляющего. Им, с некоторой долей вероятности, и станет Новицкий…».
«Чёрная дыра»
Есть и более жёсткие обвинения: якобы юридически Новицкий числился в корпорации, а фактически мог работать на «Мостострой-12» и лично на Забарского (естественно, за определённое вознаграждение). Отсюда – такое количество проигранных судов, которые имели место при Новицком и его преемнике. Вроде как, все опытные юристы корпорации были уволены им в период «оптимизации». Также остаётся открытым вопрос – почему из портфеля «Корпорации развития» фактически все проекты СШХ «перекочевали» к другим структурам?
Сегодня господин Новицкий ведёт тихую и незаметную жизнь председателя ТСЖ «Курсовой» в Москве. Но вполне вероятно, что бывший партнёр по бизнесу его не забыл.
Естественно, что возникшая ситуация крайне не устраивает главных акционеров корпорации – представителей регионов «тюменской матрёшки», вложивших в корпорацию более 30 млрд рублей. Ещё в 2016 году глава ЯНАО (на тот момент) Дмитрий Кобылкин заявил, что «КР» – это «чёрная дыра», и со строительством моста через реку Пур (также входит в Северный широтный ход) регион справится без неё. Позднее руководство Югры приняло решение вообще избавиться от части проблемного актива и продать почти половину от своего пакета акций (более 15%).
Напомним также, что главным куратором «КР» долгое время считался аппарат бывшего полпреда президента РФ в УрФО Игоря Холманских. Но в сентябре 2018 года новый полпред Николай Цуканов обвинил руководство корпорации в провале всех стратегических инициатив и «непрозрачности» работы, пообещав провести масштабную ревизию. Чиновник не исключил, что в результате внимательного аудита количество уголовных дел может резко возрасти.
О других провальных проектах «Корпорации развития» читайте на сайте WWW.URAL.AIF.RU в ближайшее время.