Примерное время чтения: 6 минут
469

Упал с неба. Челябинский метеорит продолжает будоражить умы людей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. «АиФ-Урал» 30/01/2014
Фото пресс-службы УрФУ / Фото пресс-службы УрФУ

Упавший в Челябинске метеорит наделал много шума, что не мудрено – были и разрушения, и пострадавшие. Буквально через два дня после падения метеорита ученые, изучившие метеорит буквально по крупинкам, сделали заключение – в Челябинске упал обыкновенный хандрит (ред. – самый распространенный тип каменных метеоритов).

Оценку дали по крупинкам

Кристина Шабунина, АиФ-Урал: Виктор Иосифович, по версии самого авторитетного общенаучного журнала Nature, вы попали в рейтинг 10 людей со всей планеты, которые были замечены и отмечены в 2013 году. Что значит для вас подобное признание?

Виктор Гроховский: С одной стороны, попадание в журнал «Nature» – это для нас подобно Нобелевской премии. А с другой – «виноват» в этом только метеорит. Метеорит упал, и из профессионалов-метеоритчиков мы оказались ближе всех к нему. Мы знали, что это такое, имели опыт работы с подобными болидами. Мы просто оказались, как сейчас говорят, в теме, поэтому все наши действия с первого момента и до сегодняшнего дня были корректными. Заключения, которые мы сделали, оказались правильными, и это было замечено.

При падении метеорита были и разрушения, и пострадавшие, и очень важно было поскорей объяснить произошедшее. В тот же день мы собрали участников экспедиции, которые поехали в Челябинскую область. На озере Чебаркуль все было оцеплено, но нашим ребятам удалось засечь координаты лунки. Метрах в 50 от нее они нашли крупинки метеорита миллиметрового размера, в тот же вечер мы сделали первые анализы и уже на следующие день озвучили результаты: упавший метеорит оказался обыкновенным хондритом (ред. – самый распространенный тип каменных метеоритов).

– Вы уже больше 25 лет руководите метеоритной экспедицией. С тем, что метеориты – очень специфическая тема, не поспоришь. Откуда такой интерес?

– Интерес к метеоритам имеет свои корни. Мы учились в 60-е годы, и я прекрасно помню, как запустили первый спутник, помню полет Гагарина – нас в школе всех собрали, построили на линейку и включили радио… Космос был на слуху, и, конечно, почти все хотели быть космонавтами. Когда после армии я пришел в аспирантуру, нам как раз привезли лунный грунт. Металлург по образованию, в аспирантуре я занимался исследованием металла лунного грунта, защитил диссертацию на эту тему. Металлические сплавы, металлические образования – они присутствуют во всех метеоритах, и загадок в этом металле, я вам скажу, не меньше, чем вообще в науке. Каждый новый метеорит – новые загадки.

Работая на кафедре и занимаясь метеоритами в науке, в 1986 году я вывез первую экспедицию в Туву. Мы выехали на поиски древнего метеорита Чинге под руководством московского комитета по метеоритам. Все участники до сих пор вспоминают шикарные лекции, которые метеоритчики-профессионалы Зоткин и Цветков читали нам у костра. О том, что случилось в Челябинске, мы узнали еще тогда.

При падении метеорита были и разрушения, и пострадавшие, и очень важно было поскорей объяснить произошедшее. Фото: Фото пресс-службы УрФУ

Не думать – нельзя

– Важность метеоритных исследований – в чем она заключается?

– Я задам встречный вопрос – а зачем мы посылаем космические корабли на Луну, на Марс, пытаемся хотя бы исследовать солнечную систему? Это же колоссальные затраты! Зачем мы все это делаем? Прежде всего, чтобы понять, как устроен мир. Мы не можем сидеть в комнате, потреблять продукты из магазина и ни о чем не думать. С Луны в общей сложности – и американцы, и мы – привезли около 400 килограмм вещества. А тут, в Челябинской области, вещество бесплатно прилетает, ты только найди его, собери и изучай. Для меня, например, метеориты – это подсказки в фундаментальных знаниях, технологиях.

– Виктор Иосифович, вы упомянули, что еще тридцать лет назад представляли картину, которая типична при падении метеорита. Между тем, о произошедшем в Челябинске чего только не говорили! Так и должно быть? Или же люди должны представлять и понимать происходящие в мире процессы?

– Дело в том, что астрономия даже в таком крупном городе, как Екатеринбург, в школах практически не преподается, она исключена из обязательных дисциплин. Где получать знания? Только путем самообразования, в Интернете. А там можно найти все, что угодно – от летающих тарелок до гуманоидов. Посмотришь некоторые ТВ-каналы, так можно вообще находиться в других мирах, а о реальном мире просто не иметь никаких представлений!

Какие-то базовые знания должны у населения присутствовать. Вспомните пострадавших в Челябинске. Нас как учили в советское время? Вспышка – и надо падать головой в противоположную сторону с закрытыми глазами. А тут же все пошли к окнам, смотреть, что там такое вспыхнуло?

Погрязли в бумагах

Досье
Виктор Иосифович Гроховский родился 18 мая 1947 года, окончил Нижнетагильский горно-металлургический техникум, металлургический факультета УПИ. Доцент. Ведущий исследователь в научно-образовательном центре нанотехнологий и наноматерилов УрФУ. Преподаватель, научный руководитель Метеоритной экспедиции, автор научных публикаций. Женат, двое детей, трое внуков.
– Советские годы – время звездной романтики. А нынешняя молодежь интересуется наукой?

– Цели у большинства молодых людей сегодня материальны. Уже давно говорят о перепроизводстве экономистов, юристов и так далее. У нас скоро некому будет вообще производить что-либо! Но эта ситуация – она не только в России, она везде. Мотивация жизненная стала какой-то другой. Раньше был коллективизм, мы были нацелены на решение каких-то общих задач и целей, а сегодня все действия индивидуальны. Изменилось поведение человека в коллективе.

– Есть мнение, что приоритет сегодня власти отдают краткосрочным научным проектам, тогда как фундаментальные исследования остаются в стороне.

– Этот тезис я могу подтвердить. Действительно, ты получаешь финансирование, и сразу начинаешь писать отчеты, да еще несколько раз в году. Более того, в науке сегодня происходит полнейшая революция. В Академии наук пытаются отделить исследователей от управленцев, а управленцы – это менеджеры, которым нужны цифры, бумаги, отчеты. Сегодня мы погрязли в этом бюрократизме и страдаем от обилия бумаг. Новая терминология, новые бумаги, новые условия конкурсов… К чему это приведет, мы не знаем. Нужно или нет – оценит история. Но часто цели, которые ставятся и декларируются, реализуются с точностью до наоборот. То, что легче станет нам, внизу, я не могу пока сказать.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах