aif.ru counter
400

В Екатеринбурге количество велосипедистов выросло в разы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. «АиФ-Урал» 14/05/2014
russianlook.com / www.russianlook.com

Сегодня его детище распространилось в столице Урала в небывалом количестве. Однако глобальное нашествие велосипедистов принесло переполненному частным транспортом мегаполису новые проблемы…

Конфликт интересов

Ещё несколько лет назад основными участниками дорожного движения в столице Урала были автомобилисты и пешеходы. Теперь к ним прибавилось третье городское «сословие» – велосипедисты. За последние несколько лет их количество на дорогах Екатеринбурга увеличилось в разы. Уже в мае улицы города просто кишат «наездниками» самых разных возрастов – от школьников-малолеток до пенсионеров и глубоких стариков. Есть немало любителей велосипедной езды, которые не расстаются со своим другом даже зимой!

Однако появлением «байкеров» на улицах города довольны далеко не все. В конце апреля в столице Урала произошёл показательный инцидент: пешеход и велосипедист столкнулись на тротуаре. Слово за слово, конфликт перерос в драку, в которой пешеход (кстати сказать, отец семейства, шедший с двумя детьми) получил серьёзные травмы – ему пришлось обращаться в травмпункт. Кто был виновником этой свары – не установлено до сих пор. Однако ажиотаж возник нешуточный – подробности потасовки обсуждают до сих пор.

И всё бы ничего, но такого рода конфликты стали у нас в порядке вещей. А с началом велосезона, который в Екатеринбурге уже начался, они неизбежно участятся. Причина проста: автомобилисты и пешеходы недовольны, что велосипедисты занимают «их территорию», а куда деваться последним – непонятно.

Казалось бы, в чём загвоздка? Выделить велосипедистам отдельные полосы движения, и пусть они рассекают на своих «буцефалах» и «росинантах» сколько хотят. Однако не всё так просто…

Ездить негде!

Вся проблема в том, что велосипедистам в городе (особенно в центре) действительно некуда податься. Сегодня в Екатеринбурге велосипедные дорожки есть только на Плотинке, в новом микрорайоне «Академический», на улицах Белинского и Фурманова, ещё в паре мест. Для такого города, как столица Урала, это капля в море. Не лучшим образом обстоит дело и с велопарковками. Хотя их в последнее время стало намного больше: парковки организуют возле офисных центров, школ и вузов.

Кстати, первая велодорожка в городе – участок тротуара, обозначенный жёлтым цветом, – появилась на набережной городского пруда пару лет назад. Маршрут протяжённостью 3 километра долгое время вызывал недоумение у горожан: пешеходы никак не могли взять в толк, зачем она нужна. Некоторые не понимают до сих пор.

Впрочем, о необходимости велосипедной инфраструктуры власти говорят не первый год. «Велодорожки нужны. С каждым годом любителей перемещения по городу на велосипедах становится всё больше и больше, – сказал вице-мэр Евгений Липович. – И не обращать внимания на этот факт нельзя. В новой редакции стратегического плана развития города в разделе «Слабые стороны» появилась строка – «отсутствие велосипедных дорожек». Сегодня в администрации Екатеринбурга заявляют, что во всех новых районах будут предусмотрены велосипедные дорожки. Однако сделать это в центральной части крайне сложно.

Становится тесно

Что само по себе понятно: выделять велодорожки на улицах города означает отнимать пространство у пешеходов или водителей. Ни первые ни вторые с этим абсолютно не согласны. Компактность Екатеринбурга и огромное количество частных авто усугубляют ситуацию. Вы только вдумайтесь: число машин на душу населения в столице Урала уже выше, чем в Москве или Питере. На 1 тысячу горожан у нас приходится почти 500 автомобилей. Население города также постоянно растёт.

Между тем, по данным участников общественного движения «ВелоГород», велосипедами в Екатеринбурге владеют 1-2% населения, хотя и пользуются ими регулярно не все. А тенденция такова, что фактически каждый год их количество на улицах города удваивается! Людей привлекает возможность добираться до работы без пробок, вести здоровый образ жизни. Кроме того, ездить на велосипеде становится просто модным. И если дальше так пойдёт, то, по прогнозам специалистов, в обозримом будущем велосипед могут оседлать до 10% горожан!

Кстати
Пешеходная «Майская прогулка» состоится в воскресенье, 18 мая. Участники стартуют от здания ДИВСа с 7:00 до 11:00. На выбор традиционно будут предложены три варианта маршрута: «Классика» – 50 км, «Шарташская кругосветка» – 25 км и дистанция для начинающих длиной 17 км. В свою очередь, велосипедная прогулка пройдёт в воскресенье, 1 июня. Старт от лыжной базы «Уралмаш» в период с 08:00 до 11:00. На выбор им также будут предложены два маршрута – протяжённостью 20 и 35 км по окрестностям Екатеринбурга, В. Пышмы и Среднеуральска.

Наука уживаться

Так или иначе, но для того, чтобы жить в мире и согласии, всем нам – автолюбителям, пешеходам и велосипедистам – придётся договариваться. Уступать друг другу, изучать правила дорожного движения, осваивать науку уживаться. И, понятное дело, периодически «пинать» городские власти, чтобы хоть в новых микрорайонах появлялись велодорожки и велопарковки, необходимые съезды и пандусы.

Уже через несколько дней в Екатеринбурге состоится традиционная акция «Майская прогулка». В ней смогут принять участие все желающие – как пешеходы, так и велосипедисты, независимо от возраста, пола, уровня спортивной подготовки, политических взглядов, религиозных убеждений, социального и семейного положения. Мероприятие пройдёт в два этапа – с двухнедельным перерывом между ними. По информации организаторов, перерыв сделан не случайно: многие горожане хотят принять участие и в том, и в другом варианте, а для этого нужно время на подготовку.

Обойдёмся без сюрпризов

Вы уже твёрдо решили оседлать «велик», но не перешли от слов к делу? Тогда самое время узнать, что вас ждёт. В велосипедном деле сюрпризы ни к чему.

Кусок бюджета. Его в любом случае придется отрезать регулярно. Купить велосипед сегодня не проблема, вполне приличный (тратиться на дешёвую кучу металлолома не советуем – скупой платит дважды) обойдётся в среднем в 12 тысяч рублей. Приплюсуйте к этому «одежду» (крылья, инструментарий, запасные шины и т.д.) – велосипеды, как правило, продаются «голенькими». Скорей всего, придётся потратиться на экипировку и защиту. В результате счастливым обладателем полного комплекта необходимых причиндалов вы станете, выложив ещё тысяч семь. Сэкономить можно, остановив свой выбор на велосипедах б/у – они, как правило, уже прошли процедуру тюнинга, но даже при этом стоят значительно дешевле новых аналогов. Имейте в виду, что придётся ещё вкладываться в техническое обслуживание.

Прелести и ужасы велосипеда в Екатеринбурге. Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / Коллаж Ивана Ленского

Защита от угона. Велосипедные кражи для Среднего Урала дело обычное. «Мастера своего дела» уводят «железных коней» за считанные секунды буквально из-под носа владельцев. Поэтому, как ни крути, придётся обзавестись надёжным замком и прибегнуть к всевозможным противоугонным хитростям. Многие велосипедисты, например, намеренно старят своих «коней», придают им непрезентабельный вид, или снабжают броскими приметами. Хотя самое надёжное средство от угона – не оставлять велосипед без присмотра.

Оздоровительный эффект. Движение ещё никому вреда не приносило. Относительно велосипеда стоит учесть весьма серьёзный нюанс. Езда на нём – аэробная нагрузка, то есть в ней большую роль играет кислород. Если вы намереваетесь ограничиться прогулками на природе, вопросов нет, оздоровительный эффект получите сполна. Другое дело езда в городе – здесь вы будете дышать загазованным воздухом, что чревато в будущем серьёзными проблемами со здоровьем. Некоторые велосипедисты повязывают вместо маски банданы – стильно, но малоэффективно.

Дороги. Инфраструктура города мало приспособлена к велосипедистам. Так что придётся лавировать либо между раздражёнными пешеходами, либо среди автомобилей. Плюс к этому «удовольствию»: грязь, лужи, ухабы, поребрики.

ПДД. Хочешь не хочешь, а правила дорожного движения придётся изучить. Не хочется никого пугать, но в минувшем году в Свердловской области произошло 82 ДТП с участием велосипедистов, в которых погиб один человек, а 45 пострадали. Нынешний сезон уже открылся тремя «велосипедными» ДТП.

Спасут классные часы

Евгений Жабреев, президент Уральского родительского комитета:

– Сегодня больше половины всех велосипедистов, выезжающих на дороги, – это дети. Мы должны об этом помнить и уделять повышенное внимание их безопасности. А с этим у нас большие трудности. Правила дорожного движения и поведения на дороге им никто не объясняет. Отсюда большое количество аварий.

Молодёжь не знает элементарной техники безопасности. Редко может увидеть велосипедиста в подлокотниках, шлеме, наколенниках. При этом скорость велосипед порой развивает даже выше мопеда. С учётом наших разбитых дорог любая оплошность может привести к трагедии.

Считаю, что необходимо в школах проводить классные часы и рассказывать ребятам, как правильно ездить на велосипедах, как не создавать опасную ситуацию. А на дорогах ставить больше знаков.

Сродни самоубийству

Георгий Бадьин, представитель свердловского регионального Комитета защиты прав автомобилистов:

– Сегодня кататься по дорогам на велосипеде сродни самоубийству. Интенсивность движения высокая, автомобили вытеснили велосипеды на тротуары. В 80-х годах я сам много ездил на велосипеде, но тогда не было такого движения.

В правила дорожного движения были внесены изменения. Если раньше автомобилисты должны были переходить перекрёсток шагом, то сейчас можно переезжать на велосипеде. К сожалению, не все знают об этом, да и вообще с ППД велосипедисты не особо дружат. Несколько лет назад я защищал права велосипедистки. Был удивлён, что из всех правил она знает только одно: дорогу нельзя переезжать на красный свет. А я ещё помню те времена, когда велосипеды регистрировали в ГИБДД. И какой-то минимум правил дорожного движения велосипедист должен был знать.

Использовать велосипед в рабочих целях сегодня малореально. Элементарно негде принять душ, если ты на нём приезжаешь на работу. Вывод такой: велосипед можно использовать для занятий физкультурой после работы. Поэтому велодорожки нужно делать не в центре города, а на окраинах, в спальных районах. Пока нам ещё далеко до Европы, где чуть ли не половина населения передвигается на велосипедах. Там даже на железнодорожных станциях стоит огромное количество двухколёсного транспорта.

Неправильно строим?

Руководитель общественного движения «ВелоГород» Константин Мочалов:

– В первую очередь Екатеринбургу не хватает безопасных мест хранения для велосипедов. Большая проблема – где оставить двухколёсного друга, потому что те парковки, что сейчас есть, не спасают от краж. Даже если у вас имеется замок. Конструкции эти хлипкие и ненадёжные. Вторая проблема – грязь на обочинах дорог, по которым часто передвигаются наши велосипедисты. Чистить её бесполезно, нужно менять подход к строительству проезжей части. У нас же до сих пор газоны выше дорожного полотна и бордюров делают! Оттого всё это безобразие течёт прямо под колеса, что усложняет жизнь не только велосипедистам, по ней скользящим, но и пешеходам с автомобилистами – весь город из-за этого в грязи.

Нельзя забывать и о повышении общекультурного уровня на дороге. У нас ведь как? Водитель думает, что он на дороге один, те же мысли и у пешехода на тротуаре. Выходит, что велосипедисту просто некуда деться, со всех сторон его теснят, бывает и агрессивно. Никто не хочет понять проблем велосипедистов, чуть-чуть посторониться и, в конце концов, освободить те велодорожки, которые есть у нас в центре Екатеринбурга. Они ведь постоянно заняты прогуливающимися! Нельзя сказать, что наши велосипедисты – одуванчики. Многим стоит преподать уроки, будь то культура вождения, общения или знание ПДД.

Ещё одно пожелание к велодорожкам, которые только планируются, – обустройство их собственной инфраструктурой. Например, в Европе вдоль каждой велодорожки установлены маленькие сервисные центры, магазинчики и кафе, которыми люди охотно пользуются, передвигаясь на двух колёсах.

Не хватает всего!

Александр Кучик, актёр «Коляда-Театра»:

– Я в седле около 5 лет и с высоты своего накатанного опыта могу сказать, что в Екатеринбурге велосипедисту не хватает всего!

Особенно если учесть, что с каждым годом людей, передвигающихся на этом виде транспорта, у нас всё больше. Даже на юге России такого количества «наездников» нет! На мой взгляд, многое в Екатеринбурге держится на энтузиазме самих велосипедистов. Но ведь на нём одном всего не вывезти. Из-за отсутствия инфраструктуры мы мешаем всем – на дороге автомобилистам, которые не слишком-то церемонятся, на тротуаре пешеходам, но пешеходы хотя бы мягче машин (смеется). Вот и приходится, чтобы спасти свою жизнь, нарушать ПДД и ездить там, где ходят люди. Некоторые говорят, мол, в центре города ничего уже не сделать: всё распределено и велодорожку воткнуть некуда. Ну а в Европе как этот вопрос решили? Там ведь тоже исторический центр, узкие улицы.

В Перми, например, разметку нанесли на их широкие тротуары – все довольны. Надеюсь, люди всё-таки привыкнут к соседству с велосипедистами, ведь не в их интересах получить рулём в ребро?

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах