aif.ru counter
276

Город на Исети: третья столица?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. «АиФ-Урал» 13/08/2014
Воссозданный Дом Малахова вполне вписался в исторический облик города.
Воссозданный Дом Малахова вполне вписался в исторический облик города. © / Коллаж Юлии Ульяновой / «АиФ-Урал»

Сердце опорного края державы, город на Исети, третья столица России... На этой неделе Екатеринбургу исполняется 291 год. За последнее десятилетие любимый город превратился в настоящий мегаполис мирового масштаба. Ежегодно у нас проходит масса встреч и мероприятий международного уровня, на которые съезжаются высшие лица нашей страны и зарубежья. Но, увы, несмотря на всё это великолепие, проблем у нас меньше не стало…

Город контрастов

«Живу в Екатеринбурге с самого рождения, да и родители мои с Урала, отец с Колчаком воевал, – пишет пенсионерка Кристина Степашина. – Знаю родной город как свои пять пальцев. Вижу, как меняется его облик. Мне приятно, что каждый год вырастают новые здания, хорошеет центр. Но я знаю и другой Екатеринбург – с помойками во дворах, с разбитыми дорогами, с общественным транспортом, которого приходится ждать часами, с ужасным смогом на улицах…»

Что хотят жители Екатеринбурга к 300-летию любимого города? Фото: «АиФ-Урал» / Коллаж Ульяновой Юлии

С нашей читательницей трудно не согласиться. Объёмы строительства в Екатеринбурге – одни из самых высоких в России, а цены на жильё едва ли не выше, чем в Москве и Питере. Количество зарубежных гостей, посещающих уральскую столицу, с каждым годом растёт, но, несмотря на массу памятников истории и культуры, туристическим центром мы стать не можем. Обилие грязи и пыли на улицах города привело к тому, что столицу Урала неофициально «окрестили» Грязебургом. Дороги у нас ремонтируют каждый год (при этом перекрывают полгорода!), однако лучше они от этого не становятся.

Триста лет не за горами

В 2023 году Екатеринбургу исполнится триста лет. Казалось бы, время ещё есть, куда торопиться? Как бы не так! Готовиться к празднику пора уже сейчас! Дело в том, что юбилеи многих городов отмечаются в России на федеральном уровне. При этом организационный комитет по подготовке к празднику возглавляет кто-нибудь из российского правительства, а Москва зачастую помогает деньгами. Типичные примеры – Казань и Санкт-Петербург. Власти этих городов, вовремя подсуетившись, смогли «выбить» у федерального центра немалую денежную помощь, подлатать дороги, благоустроить улицы, привести в порядок памятники культуры.

Между тем в календаре памятных дат субъектов РФ до 2024 года на сайте Минрегиона Екатеринбурга нет. Конечно, можно было бы обойтись своими силами, уговорить спонсоров. Но про федеральную «статусность» можно тогда забыть. А ведь мы, как ни крути, третья столица России!

Недавно депутат Свердловского Заксобрания Андрей Альшевских создал общественную организацию «Екатеринбург – 300», чтобы собирать предложения к юбилею родного города:

– Смысл не в том, чтобы заранее решить: кто из музыкантов выступит на концерте, какие развлечения организаторы придумают. К празднику можно сделать что-то действительно полезное для города! И решить проблемные вопросы, мешающие Екатеринбургу развиваться. Юбилейный повод позволяет рассчитывать на федеральный бюджет! Не забываем, нам очень повезло, что Екатеринбург принимает чемпионат мира по футболу. Поэтому подготовительные мероприятия к двум событиям нужно увязывать между собой, разделив на два этапа: до 2018 года и после.

По словам парламентария, чтобы нам выделили деньги, областные власти должны разработать программу, прописать то, на что мы просим, и защитить в российском правительстве. И подготовка документов не меньше года займёт. Волокита с документами будет немалая.

А вариантов «на что потратить» – масса: ремонт дорог, восстановление памятников архитектуры. Кто-то будет настаивать, чтобы новые трамвайные вагоны запустили, сделали в итоге вторую линию метро.

За свой счёт?

Кстати сказать, идея «выпросить» наконец-то деньги на строительство второй ветки метро не лишена смысла. Особенно учитывая то, что до сих пор нам пришлось строить его почти исключительно за свой счёт. По мнению сенатора, экс-мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, рассчитывать на серьёзную федеральную помощь можно, но работать в этом направлении необходимо прямо сейчас:

– Нужно принимать программу к 300-летию города и закладывать в неё строительство метро. Прецеденты, когда федеральный бюджет финансировал объекты, связанные с юбилейной тематикой, есть. Эту работу надо делать, потому что 9 лет – это очень маленький срок.

Однако Чернецкий считает, что отсутствие федерального финансирования не должно пугать метростроителей: «Если бы мы боялись этого двадцать лет назад и не начали строить метро тогда, то у Екатеринбурга не было бы этого вида транспорта ни сегодня, ни в будущем. Но он есть!».

Вернуть лицо

В своё время при решении вопроса о сохранении исторического облика Екатеринбурга была допущена роковая ошибка. В результате столица Среднего Урала теряет индивидуальность. Но спасти город, который готовится к своему 300-летию, от обезличивания ещё можно. В этом уверен всемирно известный уральский художник Виталий Волович, который обратился в администрацию Екатеринбурга с открытым письмом.

– Сегодня Екатеринбург становится местом для проведения крупных международных проектов, а значит, с амое время задаться вопросом: что мы можем показать зарубежным гостям? Кроме того, грядёт 300-летие города. Поэтому я решился предложить администрации и общественности свою концепцию некоторых участков городского пространства, – говорит Виталий Михайлович.

По мнению художника, роковая ошибка при решении вопроса о сохранении исторического облика города заключалась в следующем. Предполагалось сохранить отдельные дома, имеющие статус памятника архитектуры, истории и культуры. Какое-то время эти дома находились в контексте окружающей среды. Постепенно эта ничем не защищённая среда уничтожалась, и дома-памятники оказывались вне исторического контекста. Окружённые бетоном и стеклом, обвешанные рекламой, они действительно теряли первоначальный смысл и были обречены на уничтожение.

– У меня-то идея элементарная, – рассказывает Виталий Волович. – Первое направление – реконструкция утраченных объектов. Стоит же новодел – Дом Малахова. Поначалу все плечами пожимали, но в конце концов он всё же стал частью исторического облика города.

Второе направление (оно не исключает, а дополняет первое) – город как театральное пространство. Идея в том, чтобы насытить городскую среду элементами быта, эстетики и производства. А узловые площадки использовать для показа образцов старинной горнозаводской техники. Скажем, в Историческом сквере что-то в этом отношении начиналось. Установленные там станки, вырванные из контекста, стали изумительными скульптурами. Город, по идее, должен быть насыщен этими объектами.

Найти объекты, служившие бы напоминанием об истории Екатеринбурга, не сложно. Скажем, старшее поколение горожан еще застали маневровый паровоз, который ходил по улице Малышева от Исторического сквера. Почему бы не появиться макету такого паровоза? Кроме того, художник предлагает сделать голографические проекции на стены домов в центре города: уральские пейзажи или свидетельства старого Екатеринбурга.

– Что же касается исторической реконструкции, – говорит Волович, – то пусть это будут «гнёзда» по четыре-пять домов, пусть они туда будут искусственно свезены. Литва давным-давно исторические объекты свозит, у нас есть пример музея-заповедника деревянного зодчества в Нижней Синячихе. Такой подход, может быть, не первоклассный, но он много лучше, чем вообще ничего.

Сегодня столица Среднего Урала, надо отдать должное, растёт и развивается с невероятной мощью и интенсивностью. Но, увы, неумолимо теряет при этом индивидуальность. У нас ещё есть время до значительной даты на то, чтобы сделать город единственным и неповторимым, чтобы вырвать его из унылого и безликого подобия множества других унылых и безликих городов.

Не от хорошей жизни

Олег Шулин, участник межрегионального общественного движения по защите прав автомобилистов:

– Сегодня в центре города практически невозможно припарковать автомобиль. Кругом стоят знаки «Остановка запрещена», а мест для стоянки крайне мало. При этом огромные красивые здания у нас в некоторых местах граничат с развалинами, не представляющими культурной ценности. Они поросли травой и никому не нужны. Получается какая-то дикость средневековая! Заброшенные постройки необходимо сносить, а на этом месте возводить многоэтажные парковки.

Считаю, что власти должны озаботиться этой проблемой. Пока же чиновники пошли простым путём. Понаставили в центре платных паркоматов, берут с людей деньги. Ребята, люди вас выбирали, чтобы вы делали их жизнь лучше, а не придумывали новые способы, как бы заработать на народе. Скоро дойдёт до того, что за воздух будут плату брать.

Вторая важная проблема – пропускная способность наших дорог. Необходимо в корне менять схему движения на многих перекрёстках, делать больше односторонних дорог, потому что сегодня в час пик выбраться из центра – огромная проблема.

Проблемы с транспортом

Елена Леонтьева, руководитель общественной организации инвалидов-колясочников «Свободное движение»:

-Хочется, чтобы подготовка к будущему юбилею принесла пользу не только екатеринбуржцам, но и гостям города. Мне кажется, что возможные федеральные средства надо потратить на комфортабельный и качественный общественный транспорт, низкопольный, с кондиционерами и системой обогрева. По моему мнению, состояние наземного парка совсем не соответствует уровню нашего города. У меня многие иногородние спрашивают: почему у вас такие автобусы и троллейбусы старые? Я им отвечаю, что у нас все деньги «закапывают» под землю, то есть вкладывают в метро. А горожане остро нуждаются и в других видах транспорта.

Вообще, людям с ограниченными возможностями очень трудно пользоваться общественным транспортом, поэтому зачастую приходится брать такси. А если будет транспорт, удобный для всех, тогда решатся и многие другие проблемы. Например, пробок будет меньше, экологическая ситуация улучшится. А если транспорт ещё и по расписанию будет ходить, это вообще сказка.

Чтобы было не стыдно

Александр Пантыкин, председатель союза композиторов Свердловской области:

– Я бы рекомендовал вложить деньги в строительство большого концертного универсального зала, который мог бы принимать звёзд первой величины и отвечал бы требованиям разных оркестров. Считаю, это одна из самых животрепещущих культурных проблем Екатеринбурга – у нас нет такой оснащённой и многоцелевой площадки.
А нам нужен оборудованный по последнему слову техники зал, с хорошей акустикой, с которого можно было бы вести трансляции, вместимостью 5-7 тысяч человек. Чтобы там было не стыдно, скажем, Стинга принимать. Это важно для города.

Самое важное

Юлия Столба, руководитель общественной организации «Класс родителей»:

– В начале двухтысячных годов у нас в регионе наблюдался бэби-бум. Как итог сегодня некоторые школы переполнены. К примеру, вместо четырех классов по стандарту во многих средних учебных заведениях в Екатеринбурге набирают по 6 классов.

В школе, куда ходит мой ребёнок, вообще из-за нехватки помещений медицинский кабинет переоборудовали для занятий ребят из начальных классов. Поэтому в ближайшие годы мы должны задуматься о строительстве новых школ. Организовать для детей нормальный учебный процесс – это самое важное для взрослых.

Сегодня с каждым годом в Екатеринбурге растёт численность населения. И не только потому, что рождаемость на Среднем Урале бьёт все рекорды. К нам приезжают на работу много людей из области, из соседних регионов. Здесь они создают семьи, обустраивают свой быт. Естественно, как всегда остро стоит вопрос и с детскими садами. Пока власти не могут до конца решить эту проблему. Одним словом, чиновникам необходимо задуматься о будущем подрастающего поколения.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах