Примерное время чтения: 8 минут
393

Битва на подорожнике. Летние игры СССР, о которых сегодня не знают дети

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. «АиФ-Урал» 13/07/2022
Пришло ваше время, знатоки традиционных игр!
Пришло ваше время, знатоки традиционных игр! www.gettyimages.com

«С печалью наблюдаю, как ребятишки бесцельно носятся по детским площадкам. Сразу вспоминаю наше детство с множеством игр, безобидных проказ, всевозможных экспериментов (шипящий в луже карбид, помните?). И так жалко современных детей... Может, их родители просто не помнят старые добрые игры? Просветите их, пожалуйста». 

С радостью выполняем просьбу нашего читателя из Екатеринбурга Павла Семёновича Коротких.

Классики жанра

В советское время все тротуары были изрисованы классиками – от самых простых (десять полей плюс выход) до замысловатых («Улитка», «Самолёт», «Колесо» и так далее). Соревновались и мальчишки, и девчонки. Не только в ловкости и точности прыжков, кстати, но и в качестве бит, которые нужны были для игры в определённые виды. Самыми козырными были биты, сделанные из железных коробочек из-под вазелина или маминого крема. Набитые песком и плотно закрытые, такие биты легко скользили по асфальту. Увы, сегодня традиционная игра, уходящая корнями во времена Римской империи, рискует быть забыта. Классики во дворах – редкость, а правила игры современные дети не знают. 

«Солдатики» 

Чем занимается ваш ребёнок на даче или во время отдыха на природе? Вот-вот… Между тем дети СССР знали множество игр со всевозможными растениями. К примеру, из цепких шариков-соцветий репейника можно лепить всë, что угодно: корзинки, зверюшек, человечков... С колосками мятлика весело играть в «Петушок или курица?»: одной рукой держим стебель, другой резко поднимаем метёлочку вверх. Если пучок ровный – курочка, торчат «пёрышки» – петушок, а крохотный пучок – цыплёнок. «Не так давно показала эту нехитрую игру своей внучке, – рассказывает наша читательница из Богдановича Ольга Кравчук. – Думала, она – дитя интернета – фыркнет. Ан нет! Она так увлеклась, что притащила в дом охапку травы и заставила всю семью играть». 

Умотавшись, приходили домой, с аппетитом ужинали и засыпали без задних ног. Чтобы утром снова собраться во дворе.
Ещё одна веселая забава – «Битва солдатиков» на стеблях подорожника. Выигрывает тот, кому удастся срубить голову (соцветие) у «солдатика» противника. Если «солдатики» – это мальчиковая забава, то маникюр из лепестков цветов – девчачья. А вот пускать кораблики из листьев или мастерить свистульки из стручков акации любили все. Интересно, современные дети знают, как выглядит акация?

До темноты

Коллективные подвижные игры объединяли дворы и ребят разных возрастов. «Цепи кованые», «Выше ноги от земли», «Картошка», «Вышибалы», «Заяц и капуста» – все и не перечислить. Надо ли говорить, что эти игры развивали ловкость, быстроту реакции, выносливость, координацию движений. И, конечно же, детвора осваивала навык, как бы сейчас сказали, взаимодействия в команде.

«Летом мы бегали во дворе до темноты и до седьмого пота. Пока уже с балконов не раздавалось: «Маша, (Петя, Вова и т. д.), домой!» – рассказывает Гульнара Ванаева из Нижнего Тагила. – И нам всегда было чем заняться.  Со всех сторон двора слышалось: «Кто на новенького?» Умотавшись, приходили домой, с аппетитом ужинали и засыпали без задних ног. Чтобы утром снова собраться во дворе». 

«Колечко-колечко»

Спокойных коллективных игр тоже было немало. Старшее поколение наверняка помнит «Глухие телефончики», «Да» и «нет» не говорите, чёрный с белым не берите», а также «Секретики», которые делались из найденных стёклышек, цветов, фантиков.

«Мы с девочками очень любили играть в «Колечко». Сейчас, наверное, никто и не знает правила. Девчонки усаживались в ряд на лавочке, складывали ладошки «лодочкой». Ведущая тоже, но у неё в ладошках было «сокровище» (фантик, конфетка и тому подобное). Она говорила: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». После чего обходила всех участников игры, делая вид, что вкладывает в ладошки «колечко». Вкладывала же кому-то одному. А потом говорила: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Задача ребят была быстро вычислить, у кого подарок, и не дать его обладателю добежать до ведущей. Сегодня я, как специалист, понимаю, что в этой игре мы получали основы психологии: навык скрывать свои эмоции (нельзя же показать, что у тебя «колечко»), способность читать эмоции по нюансам (иначе как вычислить обладателя «колечка»?) и так далее. Но тогда, конечно, мы об этом не задумывались, просто нам было весело», – рассказывает педагог-психолог Маргарита Субботина.

P. S. Чтобы освоить старые добрые игры, современным детям нужна помощь взрослых, так как традиция передачи правил из поколение в поколение, увы, потеряна. Бабушки и дедушки, вся надежда на вас. Мамы и папы, не поленитесь узнать правила уличных игр (интернет вам в помощь). Не стесняйтесь «впасть в детство» – полУчите удовольствие!

Табуретка – это конь. Спасибо детству!

Николай Коляда, драматург, режиссёр, руководитель «Коляда-Театра»:

Поскольку я вырос в деревне, у нас лето-осень-зима-весна были одна сплошная игра. Зимой мы катались с горок, катались на коньках – лезвия привязывали к валенкам, в снежки играли, бесконечные норы рыли в снегу. А летом, помню, играли в магазин – делали из грязи «пирожки» и продавали их. Игрушек-то не было... Как-то мне подарили машинку – Матерь Божья, какое счастье было! Но в основном в нашем детстве берёшь палку и представляешь, что летишь на коне или в самолёте. Или натаскаешь камней, сложишь кучкой, сидишь на них и представляешь, что ты на берегу моря. Когда нынешней молодёжи это рассказываешь, улыбаются снисходительно, мол, всё понятно, «трудное детство – деревянные игрушки». Ну и что? Зато мы людьми стали.

Сейчас иду по театру, сидят дети моих артистов, ждут, когда у мамы с папой репетиция закончится, и все – носом в гаджетах. Я понимаю, что время сейчас другое и всё поменялось, но почему-то не завидуешь этим детям, ей-богу. Что у них там в этих гаджетах? Губка Боб какой-то, Гобка Буб, Киси-Миси… Кто эти герои? Понятия не имею.
Я, конечно, ворчу сейчас, как старичок: «Раньше лучше было...» Но раньше и правда лучше было! Чище, спокойнее, честнее, искреннее. И фантазия у детей развивалась.

Спасибо этому детству, потому что оно меня научило фантазировать! И благодаря этому я в театре из говна, палки и маминой шторы делаю спектакли. Сейчас делаю «Тараса Бульбу» – у меня на сцене двадцать табуреток и какие-то тряпки, я, как маленький ребёнок, взял да и придумал, что это не табуретки, а кони, на которых едет войско Тараса Бульбы. Повторюсь, спасибо детству, которое научило оживлять любую вещь, какая под руки попадётся. Я знаю, как заставить верить артистов, что табуретка – это конь. И зрители смотрят, и никаких сомнений у них не возникает – войско Тараса едет в Запорожскую Сечь.

Магия игры

Анна Кирьянова, писатель, философ, психоаналитик

Игра – это самая важная часть жизни ребёнка. Как, собственно, и взрослого человека.
Каждый взрослый человек должен играть, чтобы сохранить психологическое здоровье. По­этому, когда ребёнок вам говорит: «Поиграй со мной!», не пренебрегайте этой уникальной возможностью перезарядиться, восстановить нейронные связи и как следует отдохнуть. Но это возможно, если вы по-настоящему включитесь в игру, а не будете формально бросать мячик.

Не хочется выглядеть брюзгой, ворча на то, что сегодня дети бОльшую часть своего времени проводят в интернете и на то, как это плохо. Но, на самом деле, это так. Коллективная игра кроме социализации (это скучные вещи, про которые и так все знают) необходима для синхронизации, она включает в себя элементы, в хорошем смысле слова, магии. Это же общая энергия! Не зря в былые времена так были распространены хороводы, хоровое пение, пляски – они так же, как коллективная игра, помогали человеку гармонично встроиться в общество, синхронизироваться с ним. К слову, многие антропологи писали о том, что чистая магия – это тоже игра, ведь любые магические действия имитационны. Поэтому ребёнок в игре очень быстро усваивает многие вещи, даже необъяснимые. Более того, многие игры, судя по описанию, существовали всегда, и ребёнок, играя, по сути, повторяет историю человечества, соприкасается с опытом предков. То есть игра – это ещё и своего рода инициация. Можно, конечно, играть одному, но при этом ты ни с кем не синхронизируешься, разве что с воображаемым другом.

Очень важно, чтобы дети играли вместе. Важно, чтобы были безопасные детские площадки, куда можно было бы безбоязненно отпускать играть детей, как когда-то отпускали нас родители. Если у ребятишек будет возможность участвовать в коллективных играх, их психологическое и физическое здоровье станет гораздо лучше. А пока они слабенькие и физически, и морально, они гораздо чаще хворают, чем мы в нашем детстве. Весёлая, свободная, упоительная игра, в которую ты погружаешься, как в другую реальность, творит чудеса. То, что сегодня дети этого лишены, – источник многих проблем, которые дают о себе знать во взрослой жизни.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах