Последняя неделя августа вполне может войти в политическую историю России. Состоялся уличный протест православных – а ведь доселе религия воспринималась как нечто провластное, с властью неразделимое. Усиливает ощущение сенсационности то, где это произошло: в Екатеринбурге, городе, который вот уже лет сто считается чуть ли не самым атеистичным в стране. События усугубились задержанием православной активистки Оксаны Ивановой, которой грозит наказание за организацию незаконного митинга против «Супрематического креста», якобы попираемого ногами.
Читайте историю

Но… читайте историю! Наш сюжет начинается в 1653 году с реформами патриарха Никона. Отныне государство в плане религии будет вести войну на двух фронтах: с безбожниками – и с приверженцами «дониконианского» православия. В уральской глухомани оказывались как атеисты, так и раскольники, которых отличала истовая набожность. Для никонианцев, для каких-нибудь рязанских крестьян вера была примерно тем же, чем для их потомков стал марксизм – чем-то навязываемым сверху. Для староверов она была смыслом жизни. Тем, за что они были готовы в любой момент умереть.
С веками следы свирепого религиозного раскола выветрились. «Код набожности» - остался, въелся в уральские скалы. Тем более, что в XX веке государство продолжало усиливать регион соответствующими кадрами, среди прочих ссылая сюда и тех, кто не согласился отступиться от веры. В духовном генетическом коде уральцев присутствует не только тяга к свободе, но и склонность к истовой вере.
Уральский характер – способность идти к своей цели напролом, наплевав на любые условности, не убоявшись ничего. Но в эту формулу укладываются действия не только Анны Балтиной, боровшейся за сквер, но и Оксаны Ивановой, которая борется за крест.
Мантрами железными
В первые годы нового века в Екатеринбурге возникло некое течение, которое можно было бы назвать «православным талибаном». Группа молодых священников, которые были готовы бороться с «идейной скверной» гораздо более жесткими методами, нежели те, коих придерживалась Церковь в целом. Особо стоит выделить отцов Дмитрия Байбакова (редактировал «Православную газету») и Владимира Зайцева.
Последний был энтузиастом создания в 2001 году «Православного студенческого братства». Для характеристики его образа мышления достаточно короткой цитаты из интервью «Православной газете» (№15 (156) / 1 июня ’01). Вот он говорит о ректоре УрГУ: «Сам же Третьяков совершенно напрасно встает в позу и делает из себя нечто. С моей точки зрения, на старости лет он окончательно губит себе репутацию… Его и таких, как он, время проходит… Третьяков при жизни списывает себя в утиль. Впрочем, Бог милостив».
В дальнейшем «ПСБ» активно занималось борьбой с «непристойной» наружной рекламой. Однако общефедеральную известность организации принес многолетний поединок с Борисом Моисеевым. Активисты обращались в органы власти с требованиями воспретить выступления певца на муниципальных и государственных площадках, писали открытые письма самому артисту, в которых предлагали организовать сбор средств на его лечение, «лишь бы только душа Ваша и души многих соблазняемых Вами, были спасены».
Ставки выросли
Вскоре эта активность сошла на нет. По всей видимости, она раздражала своей не-респектабельностью церковных иерархов.

Но не менее важный для этих людей фронт борьбы – внутренний. На дворе снова холодная война, а в Екатеринбурге, на секундочку, производятся ключевые элементы ядерного щита и меча страны. Обилие в городе сторонников прозападных идей стало национальной угрозой. Ведь это потенциальные шпионы, саботажники, диверсанты. И противопоставить что-то в борьбе за умы уральцев западной идее способно сегодня только православие.
В этом году ситуация невероятно обострилась. Победу «западников» в борьбе за сквер в православных кругах восприняли с яростью. И начали действовать с той же безапелляционной жесткостью, какую уже множество раз проявили их идейные оппоненты.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть