aif.ru counter
Лев Кощеев 209

Крест Оксаны Ивановой. Откуда у уральцев и атеизм, и «православный талибан»

События последних месяцев – волнения в сквере, страсти вокруг храма, борьба за и против «Супрематического креста» – вынесли на поверхность истово верующих людей. Откуда они в атеистическом Екатеринбурге и почему им не надо удивляться

Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

Последняя неделя августа вполне может войти в политическую историю России. Состоялся уличный протест православных – а ведь доселе религия воспринималась как нечто провластное, с властью неразделимое. Усиливает ощущение сенсационности то, где это произошло: в Екатеринбурге, городе, который вот уже лет сто считается чуть ли не самым атеистичным в стране. События усугубились задержанием православной активистки Оксаны Ивановой, которой грозит наказание за организацию незаконного митинга против «Супрематического креста», якобы попираемого ногами. 

Читайте историю

А как иначе-то? В 1930-80-е наш город воспринимался «ультрасоциалистическим», потому что гипериндустриальным, бесповоротно отбросившим сонное дореволюционное прошлое с его церковными перезвонами. В 1990-е настрой поменялся, но атеизм остался – Екатеринбург стал для остальной России «колыбелью демократии», оплотом западничества. И на то были все основания. Консервативные идеи в городе были не в моде. Православию политически активные горожане симпатизировали лишь постольку, поскольку считали его чем-то антикоммунистическим.

Но… читайте историю! Наш сюжет начинается в 1653 году с реформами патриарха Никона. Отныне государство в плане религии будет вести войну на двух фронтах: с безбожниками – и с приверженцами «дониконианского» православия. В уральской глухомани оказывались как атеисты, так и раскольники, которых отличала истовая набожность. Для никонианцев, для каких-нибудь рязанских крестьян вера была примерно тем же, чем для их потомков стал марксизм – чем-то навязываемым сверху. Для староверов она была смыслом жизни. Тем, за что они были готовы в любой момент умереть.

С веками следы свирепого религиозного раскола выветрились. «Код набожности» - остался, въелся в уральские скалы. Тем более, что в XX веке государство продолжало усиливать регион соответствующими кадрами, среди прочих ссылая сюда и тех, кто не согласился отступиться от веры. В духовном генетическом коде уральцев присутствует не только тяга к свободе, но и склонность к истовой вере.

Уральский характер – способность идти к своей цели напролом, наплевав на любые условности, не убоявшись ничего. Но в эту формулу укладываются действия не только Анны Балтиной, боровшейся за сквер, но и Оксаны Ивановой, которая борется за крест.

Мантрами железными

В первые годы нового века в Екатеринбурге возникло некое течение, которое можно было бы назвать «православным талибаном». Группа молодых священников, которые были готовы бороться с «идейной скверной» гораздо более жесткими методами, нежели те, коих придерживалась Церковь в целом. Особо стоит выделить отцов Дмитрия Байбакова (редактировал «Православную газету») и Владимира Зайцева.

Последний был энтузиастом создания в 2001 году «Православного студенческого братства». Для характеристики его образа мышления достаточно короткой цитаты из интервью «Православной газете» (№15 (156) / 1 июня ’01). Вот он говорит о ректоре УрГУ: «Сам же Третьяков совершенно напрасно встает в позу и делает из себя нечто. С моей точки зрения, на старости лет он окончательно губит себе репутацию… Его и таких, как он, время проходит… Третьяков при жизни списывает себя в утиль. Впрочем, Бог милостив».

В дальнейшем «ПСБ» активно занималось борьбой с «непристойной» наружной рекламой. Однако общефедеральную известность организации принес многолетний поединок с Борисом Моисеевым. Активисты обращались в органы власти с требованиями воспретить выступления певца на муниципальных и государственных площадках, писали открытые письма самому артисту, в которых предлагали организовать сбор средств на его лечение, «лишь бы только душа Ваша и души многих соблазняемых Вами, были спасены».

Ставки выросли

Вскоре эта активность сошла на нет. По всей видимости, она раздражала своей не-респектабельностью церковных иерархов.

Но лет через десять всё поменялось вслед за государственным и общемировым контекстом. Околорелигиозные организации, в том числе уральские, стали участниками «серых» операций России в Крыму и на Донбассе. Частые поездки в Ганину Яму Натальи Поклонской – лишь видимая часть айсберга.

Но не менее важный для этих людей фронт борьбы – внутренний. На дворе снова холодная война, а в Екатеринбурге, на секундочку, производятся ключевые элементы ядерного щита и меча страны. Обилие в городе сторонников прозападных идей стало национальной угрозой. Ведь это потенциальные шпионы, саботажники, диверсанты. И противопоставить что-то в борьбе за умы уральцев западной идее способно сегодня только православие.

В этом году ситуация невероятно обострилась. Победу «западников» в борьбе за сквер в православных кругах восприняли с яростью. И начали действовать с той же безапелляционной жесткостью, какую уже множество раз проявили их идейные оппоненты.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как обманывают лжеврачи? 9 советов против жуликов в «медицинских» центрах
  2. Шипулин и Смирнов. Как распределились места в политической гонке на Урале?
  3. Сухая осень. Что говорят синоптики о погоде на Среднем Урале?
  4. Климакс: как вернуть яркость ощущений от секса
  5. В доме скопились горы мелочи. Как обменять монеты на бумажные купюры?
  6. Гриппуют все! Что делать, чтобы не заболеть?
  7. Как построить несокрушимую компанию? Семинар Ицхака Адизеса в Екатеринбурге

Самое интересное в регионах
Роскачество