Одним из брендов наступающего года на Среднем Урале, помимо китайского кролика (кота), может стать Шигирский идол. Деревянной скульптуре, которая древнее Трои, Стоунхенджа и даже египетских пирамид, собираются посвятить музейный комплекс, мюзикл и кинофильм.
Артефакт и сувенир
О том, чтобы сделать Шигирскиого идола одним из символов Екатеринбурга, городские власти и общественность говорят уже давно. Споры и дискуссии на эту тему не утихают несколько лет. Однако на прошлой неделе программа продвижения артефакта приобрела вполне зримые очертания.
Во-первых, в интернете появился ресурс, посвящённый скульптуре (shigirekb.ru). Организаторы говорят, что в ближайшее время будет представлена версия сайта на английском языке, а в обозримом будущем – и на китайском! Планируется, что он будет хранилищем самой актуальной информации об идоле. Если раньше данные о нём были разрознены, то теперь они будут доступны в одном месте.
Во-вторых, власти собираются популяризировать скульптуру на всех уровнях, прежде всего – на туристическом и научном. По словам замглавы Екатеринбурга Сергея Плахотина, планируется, что в мегаполисе будет создан музейный комплекс, посвящённый изваянию. Шигирскому идолу посвятят мюзикл (предполагаемый автор – дедушка уральского рока Александр Пантыкин), а также кинофильм, автором которого может стать, например, режиссёр Алексей Федорченко. Параллельно будет создана целая линейка сувенирной продукции, посвящённой артефакту.
День пограничника
Между тем внимание, которое в последнее время уделяется идолу, устраивает не всех. В частности, некоторых представителей православия раздражает то, что город, покровительницей которого считается святая Екатерина, слишком увлёкся «посторонними» верованиями.
«Шигирский идол не является ни героем российской истории, ни героем народного фольклора, – считает представитель Музея святости, православная активистка Оксана Иванова. – Это артефакт нетрадиционной для России языческой религиозности».
Однако с этим можно поспорить. Многие историки склоняются к версии, что религия здесь вообще ни при чём. Так, по мнению историка Андрея Ермоленко, фигура Шигирского идола была не объектом поклонения, а неким охранным знаком, установленным на границах территории. Проще говоря, древнейшим пограничным столбом, который показывал представителям других племён, что дальше следует запретная зона.
Интересный момент: уральский экскурсовод и краевед Татьяна Мосунова выяснила, что Шигирский идол более полувека провёл не где-нибудь, а в православных храмах!
Потом идол выставлялся в экспозициях или лежал в запасниках, пережил две революции. В годы Великой Отечественной войны при загадочных обстоятельствах была утрачена нижняя часть изваяния длиной 1,95 метра.
В 1946 году областному краеведческому музею было передано здание бывшей Вознесенской церкви. В качестве артефакта, который иллюстрирует верования древнего человека, в экспозиции выставлялся Шигирский идол. Но в начале 90-х здание было возвращено церкви, а экспонаты отправлены на хранение в собор Александра Невского. Там идол жил до 2003 года. Только после этого он был отправлен на ПМЖ в специально построенный для него зал в Музее истории и археологии Урала. «За годы пребывания экспоната в стенах православных храмов никакой мистики не случалось», – констатирует Татьяна Мосунова.
Чем закончится нынешняя инициатива властей – пока не ясно. «Идея вполне рабочая, ибо история может получиться богатая, – полагает депутат гордумы Екатеринбурга, кандидат философских наук Константин Киселёв. – Тут и мировое турне идола, и приключения золотоискателей, нашедших скульптуру под Кировградом, и история утраченной части деревянного изваяния. Многое можно докрутить и накрутить. Идентичность так и формируется».