aif.ru counter
235

Художница Олеся Базуева: «В нашем деле остаются энтузиасты»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. «АиФ-Урал» 11/02/2015
из личного фотоархива Олеси Базуевой

И авторов, которые создают гобелены и текстильные композиции месяцами и годами, подобная оценка не может не ранить. Об особенностях художественного текстиля и сложностях профессионального пути – разговор с молодым художником и преподавателем Уральской архитектурной академии Олесей Базуевой.

Негативу в искусстве не место

Кристина Шабунина, АиФ-Урал: Портреты, пейзажи, даже графика – все это на слуху. А вот с декоративно-прикладным искусством отношения у людей гораздо сложнее. Многие даже не представляют, что это такое.

Олеся Базуева: На самом деле декоративно-прикладное искусство очень развито, но вот среди обывателей оно не так популярно, как, например, живопись или графика. Декоративное искусство – более условное, и не каждый зритель готов к его восприятию. Изображения в текстиле – стилизованные, часто формальные, а вот реалистичный пейзаж или натюрморт на холсте – там все понятно.

Кроме того, сегодня существует огромное число мастер-классов и кружков рукоделия. С одной стороны, это хорошо, и каждый может проявить свое творческое начало, а с другой – изобилие доморощенного искусства сомнительного уровня формирует у обывателя предвзятое отношение к профессиональным художникам, работающим в этой области искусства. Можно пойти купить набор красок, рамочку подходящую – и сделать работу, а потом продать ее или сдать в галерею. Отсюда и впечатления… А те художники, которые посвящают этому жизнь, как, например, Вера Грекова, Ольга Орешко, – думаю, обывателю зачастую неизвестны. Потому что в популярных коммерческих местах они не выставляются, а только на профессиональных выставках.

На мой взгляд, искусство художественного текстиля, из-за своей специфики, вряд ли будет популярно среди широких масс, но по всему миру есть художники, которые сохраняют традиции или экспериментируют с текстилем, которые всегда находят свою, пусть небольшую, но отзывчивую аудиторию. Сегодня в Екатеринбурге крупные музеи практически отказались от проведения выставок декоративного искусства, что тоже не способствует популяризации среди горожан этого вида искусства.

– О чем сегодня говорят авторы в своих работах? Это какие-то внутренние переживания или отражение того, что происходит в мире?

– В кругу знакомых мне художников я не наблюдаю авторов, которые хотят эпатировать, провоцировать зрителя, внести неразбериху или хаос. Скорее, они пытаются донести то, что есть у них в душе. При этом источники вдохновения у всех разные: кто-то путешествует постоянно, для других это деревенские пейзажи или улицы города. Для меня источником вдохновения служат совершенно разные вещи, порой неожиданные. Бывает, проходишь мимо пекарни – и запах навевает воспоминания, а уже воспоминания рождают тему, сюжет, эскизы…

Я считаю, что каждый автор имеет право на самовыражение. Даже самые неоднозначные и одиозные творения могут и даже должны существовать. Но это не значит, что мы должны воспринимать, понимать и впитывать это. По моему мнению, произведения искусства не должны вызывать у зрителя отвращение, негативные эмоции, и уж тем более, душевные травмы.

Фото: из личного фотоархива Олеси Базуевой

Клиповое мышление – беда студентов

– Принято считать, что творчество – это такое оторванное от жизни занятие, и больших доходов тут ждать не стоит. На что сегодня стоит ориентироваться молодым людям – веления души или практическую сторону вопроса?

– Если ты любишь дело, которым занимаешься, то стоит продолжать, пусть даже дохода оно не приносит. Увы, но совсем не многие молодые художники после вуза продолжают активно заниматься творчеством, потому что денег на этом особо не заработаешь. Художественный текстиль – искусство некоммерческое. Процесс создания работ очень трудоемкий и дорогостоящий, требующий больших временных ресурсов, и не всегда заказчик или покупатель готов на это. Среди знакомых мне художников-текстильщиков, которые давно заработали себе имя, я не знаю, к сожалению, примеров, кто бы жил исключительно на доходы от творческой деятельности.

Меня поддерживает преподавание в архитектурной академии. Конечно, мне бы хотелось меньше преподавать и больше заниматься творчеством. Вообще это больной вопрос... Думаю, многие ломаются именно на этом этапе, ведь надо как-то жить. Весы качаются в практическую сторону, и человек идет работать, к примеру, дизайнером в салон штор.

– Вы – молодой преподаватель. Как вы оцениваете качество образования? Многие из преподавательской сферы сегодня жалуются на бюрократизацию системы, бесконечные бумаги, когда на преподавание остается все меньше времени и сил.

Фото: из личного фотоархива Олеси Базуевой

– То, что бумажной работы много и с каждым годом ее становится все больше, это совершенно точно. А про качество образования… На мой взгляд, стало меньше студентов, жаждущих самостоятельно анализировать, изобретать, думать, меньше стало студенческого творческого азарта. Все чаще ребята ждут тестов, как в школе, с уже предложенными вариантами, где надо просто поставить галочку. Ни шагу влево, ни вправо, а это, как правило, несовместимо с творческим процессом, включающим в себя поиск, эксперимент. Другая проблема: сегодня столько доступной информации – смотри, читай, но при этом эрудированность ребят становится все меньше. Возможно, это так называемое клиповое мышление, невозможность сосредоточиться на определенном объекте длительное время, погрузиться в тему и, как итог, отсутствие убедительного результата работы. Многие студенты умудряются одной рукой рисовать, а другой – по телефону переписываться.

– Олеся, вы состоите в Союзе художников России, и это предполагает активную творческую жизнь. Как удается совмещать ее с преподавательской деятельностью?

– Занятие профессиональной, художественной и преподавательской деятельностью предполагает активную творческую жизнь. Один из плюсов членства в союзе – информация о различных выставках и творческих проектах. А участие в выставках дает возможность показать себя в профессиональной среде, познакомиться с творчеством других художников, иногда обменяться опытом и даже поучиться. Выставка – это волнительный праздник для художника, а процесс создания работы – это своего рода медитация. Работая в мастерской весь день стоя, согнувшись над рабочей рамой, физически это очень тяжело. Но, возвращаясь вечером домой, ты счастлив. Такой подъем внутри! В нашем деле остаются лишь энтузиасты. Пожалуй, это самое верное слово.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество