Примерное время чтения: 7 минут
277

Михаил Мальцев – о прогнозах на турсезон и о будущем въездного туризма

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. «АиФ-Урал» 25/01/2017
Павел Казаков / АиФ

О том, куда поедут свердловчане в предстоящем сезоне, какие опасности их могут подстерегать и чем привлекательны для уральцев родные «берега», мы говорим с исполнительным директором Уральской ассоциации туризма Михаилом Мальцевым.

Лидеры возвращаются

Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: Михаил, если говорить об итогах ушедшего года, то чем он запомнился?

Михаил Мальцев: Двумя тенденциями. Во-первых, это увеличение внутреннего туризма, согласно данным Росстата – примерно на 18%, а за зимний период – на 9%. Во-вторых, это сокращение выездного туризма – как в целом по стране, так и по Уралу. Это является отражением общей экономической ситуации, а также расширения отельной базы внутри России. За рубеж ездить дорого, тогда как уровень сервиса и инфраструктуры в российском туризме растёт. Кроме того, сказалось отсутствие в течение года египетского и – до осени – турецкого направлений, которые являются лидерами в выездном туризме.

Досье
Михаил Мальцев. Родился в Екатеринбурге. Историк по специальности. Свою карьеру в туристической сфере начал в 1995 году. Осуществляет коммерческую деятельность в выставочной сфере. С 2010 года занимает должность исполнительного директора Уральской ассоциации туризма. Член правления Российского союза туриндустрии. Член общественного координационного совета при Ростуризме.
– А каковы прогнозы на предстоящий сезон? Куда поедут свердловчане?

– Летний сезон в 2017 году будет существенно отличаться от сезона 2016 года, поскольку Турцию вернули, а открытие Египта ожидается в самое ближайшее время. Думаю, Турция займёт первое место по количеству бронирования, но будет далека от тех результатов, которые она показывала в 2014 году, когда число только уральских туристов доходило до полумиллиона человек. При этом Турция продолжит терять свою привлекательность для европейского туриста, поскольку они боятся террористической активности намного больше россиян. Та же ситуация и с Египтом. Это означает, что гостиничный сектор и бизнес курортных стран будут заманивать россиян существенным снижением стоимости (уже сейчас раннее бронирование по ряду позиций – минус 50% от цены).

В числе других популярных летних направлений – Кипр, Тунис (в прошлом году он показал абсолютный рекорд по росту – 3600%), Греция и Болгария. В качестве основной тенденции можно назвать снижение внимания к Западной Европе и, напротив, увеличение поездок в те страны, которые действительно заинтересованы в российском туристе: делают для него специальные туры, меняют систему питания в отелях и т.д.

«Тагииил!» уже не кричат

– Несмотря на бонусы для туристов, многие свердловчане пока опасаются ехать в ту же Турцию. Угроза для здоровья и жизни действительно существует?

– Давать добро или нет – в компетенции МИД РФ и Рос­туризма. Лично я бы рекомендовал туристам не покидать территорию отелей, несмотря на то что Турция и Египет – это кладезь исторических памятников. Это вовсе не означает, что есть риск подвергнуться нападению, но уверенности в том, что местное население настроено к нам доброжелательно, лично у меня нет. Если проанализировать ситуацию, то да, определённые угрозы будут, но при этом сходить с ума и никуда не ехать смысла нет.

Надо понимать, что, если какое-то направление или часть страны становится опасной для посещения, об этом нас предупредит МИД РФ и Ростуризм. Однако надо и самим сохранять здравый смысл. Следует понимать и уважать правила, традиции и законы страны места пребывания. Если девушка в одиночку или с подругой бродит по мрачным кварталам курортного города, если пьяный мужчина ведёт себя агрессивно – это может быть опасно. Но это будет опасно и здесь, на родине! Большинство неприятностей происходит именно по причине неразумного поведения туристов, усугублённого чрезмерным употреблением алкоголя.

– А вот интересно, уральский турист со временем как-то поменялся? Крики «Тагииил!» уже не слышны?

– Вне всякого сомнения, изменения есть. Я вспоминаю первые чартерные рейсы в Стамбул 20-летней давности, когда из самолёта вываливались пьяные туристы, когда на борту лайнеров происходили драки, а почти все рейсы встречали наряды милиции. Рейс без мордобоя был исключением! Сейчас облик, манеры и поведение уральцев поменялись. Такие ситуации уже скорее нонсенс. В отелях системы «всё включено» люди также ведут себя иначе. Если в прежние годы они старались беспрерывно поглощать бесплатную еду и выпивку, то сегодня – нет. Туристы предпочитают совмещать два и более вида отдыха, не довольствуясь стандартным набором из нескольких всемирно известных памятников архитектуры. Одни предпочитают театральную жизнь, другие – гастрономический туризм, а третьи – и вовсе паломнические туры. И это хорошо, это интересно.

Ставка – на соседей

– К вопросу о въездном туризме. По-вашему, есть ли у Свердловской области туристический потенциал? Что нужно сделать, чтобы эффект был заметен?

– Развитие туризма подра­зумевает несколько ступеней, в том числе дополнительное привлечение частных инвесторов. Но основой для развития должно быть полное взаимодействие федерального центра с регионами, муниципалитетами и бизнес-сообществом. К сожалению, для Свердловской области характерно отсутствие такого взаимодействия, хотя мы и стараемся исправлять ситуацию. Как результат – происходит отток инвестиций в сфере туризма, а Средний Урал демонстрирует столь скромные показатели. И это при том, что у нас на руках козыри, которых нет у наших соседей. А именно: крупнейший региональный аэропорт, привлекающий множество зарубежных рейсов, программы для транзитных пассажиров и потенциально огромное количество туристов. Плюс ко всему наш регион богат на памятники культуры и истории.

– Что, на ваш взгляд, могло бы стать брендом нашего региона?

– Вопрос брендирования обсуждался неоднократно. Главное направление – и с этим согласны все и везде – это, конечно, промышленно-индустриальный туризм, интерес к которому растёт во всем мире. Но он не должен развиваться один. Нам надо использовать и другие важные козыри – минералогию, этнографические программы, фольклор, паломнические туры.

При этом надо понимать, что основной наш потенциал – это не иностранцы, а жители соседних областей и мы сами. Тот межрегиональный туризм, который существует сегодня, носит дикий характер. Мы ездим в Пермский край, на озёра – в Челябинскую область, а лечиться – в Башкирию. К нам приезжают посмотреть Невьянскую башню или просто по городу погулять. Надо это направление облагораживать, чтобы жители ближайших регионов массово могли знакомиться с красотами и спецификой своих соседей.

– То есть рассчитывать на иностранцев нам не стоит?

– Стоит. Но ставку надо делать на наших ближайших соседей, выстраивая потоки за счёт межрегионального туризма. Здесь есть над чем работать. Это долгий и сложный процесс. Нельзя так, что сегодня развиваем сервис, завтра – строим гостиницы, а послезавтра – занимаемся брендированием. Развитие должно идти единомоментно, одним дополняя другое. Это единственный путь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах