aif.ru counter
388

Молодой директор екатеринбургской гимназии знает, как усмирить бунтарей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. «АиФ-Урал» 21/09/2016
фото Александра Фирсова / АиФ

Только партнёрство родителей и педагогов приведёт к положительным результатам в воспитании ребёнка, считает молодой директор гимназии №94 Екатеринбурга Сергей Ярославцев.

В плену стереотипов

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Сергей Александрович, молодой мужчина в педагогическом коллективе сегодня редкость. Возглавляющий его – тем более. Вам интересно в школе?

Сергей Ярославцев: Очень интересно. Здесь каждый день не похож на предыдущий. Постоянно ищешь ответы на новые вопросы, решаешь какие-то проблемы, получаешь невероятный объём информации. В школе работать сложно, но это и привлекает. Я такой человек: мне нужно постоянно чему-то учиться, что-то преодолевать, чего-то добиваться. Одним словом, совершенствоваться.

– Мои знакомые огорчены тем, что их сын – студент педагогического университета – решил после защиты диплома идти работать в школу. Почему учительское служение сегодня не в чести?

– В течение последних лет сложилось немало стереотипов, которые играют не в пользу профессии учителя: едва ли не круглосуточная занятость, чрезмерные нагрузки, неподъёмная отчётность и, главное, не достойная оплата труда. И в обществе эти стереотипы поддерживаются и множатся. Не всё так страшно на самом деле. Учитель не занят в школе с раннего утра и до позднего вечера, как какой-нибудь офисный служащий, например. Он чаще всего имеет возможность оказывать дополнительно платные образовательные услуги, репетиторствовать. Всё зависит от человека. Если ты готов работать, творчески подходить к делу, развиваться – результат будет одним. Если же ты приходишь в школу только для того, чтобы отвести с восьми утра до полудня свои уроки, – совсем иным.

Не сегодня работать в школе действительно сложно. И главная проблема, на мой взгляд, – это родители учеников.

– Неожиданно.

– К сожалению, у многих родителей сформировалось потребительское отношение к школе. Они порой рассуждают так: привёл ребёнка, сдал учителю – и всё, школа обязана и научить, и воспитать, и накормить, и чуть ли не домой за ручку привести. Полностью снимают с себя ответственность. Но так не должно быть. Между школой и семьёй должны быть партнёрские отношения. Педагоги, родители, ребёнок – участники единого процесса. О каком результате может идти речь, если дома родители не проявляют никакой заинтересованности, чем живет ребёнок, какие у него успехи или проблемы в школе, как складываются у него взаимоотношения с учителями, со сверстниками, а в школе его «заставляют учиться»?

Такое отношение – результат того, что творческий процесс обучения и воспитания воспринимается сегодня всего лишь как образовательная услуга. Эта формулировка прочно закрепилась и в документах, и в сознании общества. И до тех пор, пока к образованию мы будем подходить только лишь как к услуге, ничего хорошего не добьёмся.

Единый подход

– Как привлечь в школу молодых и энергичных педагогов?

– Прежде всего, нужно знакомить студентов со школой. Каждое образовательное учреждение может растить себе будущие кадры. Мы, например, заключили договор с педагогическим университетом, и у нас будут проходить практику одни и те же студенты, которые постепенно будут полностью включаться в образовательный процесс. То есть они присматриваются к коллективу, к детям, и педагоги близко знакомятся, курируют своих, хочется верить, будущих коллег.

Современность предъявляет к педагогам особые требования. Дети ведь тоже изменились, их не так просто заинтересовать – педагогу трудно конкурировать с обширным информационным полем, в котором живут сегодня подростки. Чтобы выдержать эту конкуренцию, нужно быть с учениками на одной волне. В плане тех же современных информационных технологий, которые привлекают ребят. Учитель сам должен постоянно учиться, развиваться, совершенствоваться.

Голая авторитарность сегодня не актуальна. С её помощью, например, не справиться с бунтарским духом, свойственным старшеклассникам. В этом возрасте подростки начинают самоутверждаться, что вполне естественно. Сначала это проявляется в игнорировании требований к внешнему виду, потом в дерзости в общении с учителями. Переходный возраст – бессмысленно с этим бороться. Но можно же направить энергию в мирное русло, собрать «бунтарей» – как правило, неглупых, творческих подростков – и сделать из них активистов. И тут институт ученического самоуправления педагогам в помощь.

– Предположим, вам задали сочинение на тему «Если бы министром образования был я…». Чтобы вы изменили?

– Привёл бы к единому знаменателю многочисленные образовательные программы. Что сегодня происходит? Каждый год одни учебники исключаются из федерального списка рекомендованных к использованию, другие включаются. Каждая школа сегодня вправе выбирать свой учебно-методический комплекс, программы, учебники, устанавливать даже свой календарный план. Единого подхода нет практически ни в чём.

Кроме того, я бы всё же снизил нагрузку педагогов, заданную дорожной картой, поскольку считаю её завышенной. Качество преподавания от этого только улучшится, ведь тогда учителя будут иметь больше времени на проведение дополнительных занятий, на самообразование.

Ну и конечно, очень хочется, чтобы то доброе, что есть в школе, те победы, успехи, достижения, тот богатый опыт педагогов, их творческие инициативы предавались бы огласке. Пока же общественное мнение формируется «скандалами, интригами, расследованиями». Я не имею в виду, что о всевозможных ЧП в сфере образования нужно молчать. Но, как говорится, чтобы загладить что-то одно плохое, нужно сделать десять раз что-то хорошее. Поверьте, в нашем образовании много больше достойного, чем плохого.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество