Примерное время чтения: 11 минут
969

Уральские подносы. Тагильчанка в инвалидном кресле создаёт мировые шедевры

Мастер подносного промысла Евгения Новокшонова известна не только в городе, где она проживает, но и далеко за его пределами. Подносы, расписанные её руками, невозможно купить в магазине – её работы, сделанные на заказ, хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Чтобы увидеть их и познакомиться с художницей, я приехала в небольшой посёлок Старатель под Нижним Тагилом. Жизнь и творчество художницы, - в материале ural.aif.ru.

Увлечение с детства

Татьяна Кайнова, ural.aif.ru: — Евгения, а давно вы начали рисовать?

Евгения Новокшонова: — Сколько себя помню, столько рисую. Ещё в детском саду рисовала, но никогда не связывала это увлечение со своей будущей профессией. Моё увлечение поддерживали в семье, но как профессию тоже не рассматривали. Мама однажды сказала, что этим «на хлеб с маслом не заработаешь». Правда, спустя некоторое время признала свою неправоту. Сейчас вся семья мной гордится, это правда.

А родилась я в дружной многодетной семье. Когда мне было 4 года,  мы переехали из Перми в Нижний Тагил на Старатель. Сначала нас приютила родственница, больше года мы жили в её однокомнатной квартире впятером. Тогда, чтобы нам не мешать, тётя Поля устроилась на работу ночным сторожем, и когда мы все приходили домой, она уходила на работу. Хорошо мы тогда жили, дружно.

– А почему, всё-таки, решили сделать своё хобби профессией?

– Я планировала после 10 класса поступить в юридический институт, на следственно-криминалистический факультет, но потом мне поставили сложный диагноз, и планы пришлось пересмотреть.  Я решила пойти на роспись подносов в простое училище, хотя у меня не было художественной школы за плечами.

Так в 1987 году я поступила в 49 училище в Тагилстрое, тогда именно там готовили художников по росписи подносов. Раньше там же был подносный цех на базе завода «Эмальпосуда». Так решила, потому что, в принципе, мне было это интересно. Очень переживала, что меня не возьмут на обучение. При поступлении я нарисовала красивые цветы, и когда в приёмной комиссии посмотрели на мою работу, сказали: «Ну, хорошо, принята», – у меня просто гора с плеч свалилась.

Учиться было очень интересно, а вот ездить на учёбу – тяжело, особенно зимой. Мне приходилось проезжать из Старателя в Тагилстрой на двух маршрутках, это примерно час в одну сторону. Уже тогда  было очень трудно ходить, я все время падала. У меня были постоянно разбиты колени. Если за день я упала только один раз – это было очень круто. Обычной «нормой» были 2-3 падения.

Неприятно, конечно, но я не унывала, а училась мастерству рисования на подносах не только у преподавателей, но и у своих однокурсниц, которые были более подготовлены.

Расписанный кухонный набор – подарок для мамы
Расписанный кухонный набор – подарок для мамы Фото: АиФ/ Татьяна Кайнова

Штучный товар

– Где можно увидеть и купить ваши работы?

– Купить очень сложно, увидеть значительно проще. Основная площадка, где я показываю свои работы, – это соцсети. Когда в Нижнем Тагиле проходят выставки, я стараюсь выставлять свои подносы. После таких показов часть работ остаётся в музее, а часть выкупают у меня сразу. Дома очень редко что-то остается.

К сожалению, купить мои подносы и другие предметы интерьера в магазине практически невозможно, потому что я работаю только на заказ. Работать «на поток» мне тяжело – после 2-3 рабочих часов необходим длительный отдых.

Иногда мне заказывают интерьерные работы из других стран, в основном покупают для подарков близким людям. Сейчас работаю над заказом – портретная матрёшка на 5 мест: муж, жена и трое деток. Фактически очередь расписана на полгода вперед.

– Говорят, что сейчас, несмотря на популярность, ремесло тагильских подносов переживает кризис. С чем это связано?

– Промысел тагильской лаковой росписи переживал за свою историю развития взлёты и падения много раз. Сейчас интерес к лаковой росписи по металлу неожиданно вспыхнул с новой силой. Спрос на неё огромный, но его не могут полностью удовлетворить. Главная причина этого – нехватка кадров.

В Нижнем Тагиле работает филиал знаменитой Строгановки – Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна, – но мастеров все равно не хватает. При этом, каждый год выходят выпускники, которые обучались этому мастерству, мало кто остаётся в бизнесе надолго. Причина – небольшая зарплата.

Муж Олег – помощник и в творчестве, и в быту
Муж Олег – помощник и в творчестве, и в быту Фото: АиФ/ Татьяна Кайнова

Умение приходит с опытом

– Тагильская роспись – уникальная и довольно сложная. Как научиться этой технике?

– Чтобы успешно освоить роспись, надо заниматься с мастером. За 3-4 дня он может «поставить» новичку руку, то есть, научить правильно выполнять базовые мазки. Технически надо освоить всего три мазка: первый – это  основной, которым пишут крупные  цветы, розаны, листики и более мелкие цветы, второй – похож на сердечко, им собираются пятилистники, как анютины глазки, например. Третий мазок – это горошинка, с помощью него рисуют рябинку, мелкие цветочки. Это вся база, но её надо освоить и владеть в совершенстве. Собирать же сами цветы, составлять композиции – это дело нескольких месяцев работы.

Ещё художнику надо понимать цветовой круг – как  сочетаются цвета. Дело в том, что на кисть одновременно мы набираем сразу два цвета. На месте их смешения получается третий оттенок. Чтобы цвета оставались чистыми, не было грязи в росписи, нужно хорошо знать, что именно получится при смешивании двух цветов. Например, если взять оранжевый и синий, то в центре будет серый цвет. Роспись будет выглядеть как будто припылённая. А вот синий и красный дадут прожилку сиреневого или фиолетового. Такое сочетание смотрится очень красиво. Остальное – это насмотренность и натренированность, мастерство приходить с опытом.

Новогодние шары - новое увлечение Евгении Новокшоновой

Новогодние шары – новое увлечение Евгении Новокшоновой Фото: АиФ/ Татьяна Кайнова

– Когда смотришь на уральскую роспись, то понимаешь, что все рисунки разные, невозможно встретить два одинаковых подноса. Откуда приходят идеи?

– Да, все мотивы разные, потому что пишешь не по заготовленному рисунку, а «раскидываешь» по ходу. Листик туда, листик сюда – вроде сюжет один, а можно увидеть, что они все разные. Поэтому практически невозможно встретить два одинаковых изделия. А идеи… Они рождаются по-разному. Вдохновить может что угодно: орнамент на печенье, например, или музыка, кино, закат, заявленная темы выставки… Это вообще процесс непостижимый.

Чтобы  продолжать развиваться в профессии, я совершенно неожиданно для всех пошла учиться, и в 2019 году окончила Уральский колледж прикладного искусства и дизайна. Для меня это были «курсы повышения квалификации». Просто в какой-то момент я поняла, что стало не хватать собственной базы и умений.

Мне очень понравилось учиться. Конечно, на занятиях по классической маховой росписи, больше помогала я – «ставила» руку девочкам. Двух выпускниц я могу по праву назвать своими ученицами. Но и я много взяла из обучения, учиться всегда интересно.

Выпускники Уральского колледжа прикладного дизайна
Выпускники Уральского колледжа прикладного исскуства и дизайна Фото: Из личного архива

– А что вы больше любите рисовать?

– Мне больше нравится многослойная живопись – пейзажи, натюрморты, архитектура.

Основатели нашей уральской росписи, Худояровы, были живописцы, занимались иконописью. Некоторые приёмы они использовали, когда писали подносы. Изначально появилась именно многослойная живопись и только потом, чтобы удешевить и ускорить процесс, начали расписывать подносы маховой цветочной росписью. Она имеет корни из урало-сибирской домовой росписи. Мазок, цветы – это всё оттуда.

Традиции в народных промыслах – это та основа, на которой всё держится и развивается. Если посмотреть мои дипломы, то можно заметить несколько штук именно за новаторские разработки. Делать что-то необычное – это прямо мое! Я пробовала свести на одном подносе и маховую роспись, и многослойную живопись – получился вот такой «гибрид». Например, в центре написан пейзаж, а его огибает рамкой цветочная роспись. Мнения специалистов сильно разделились, многим эта идея не понравилась: «Нарушение канонов!», – сказали они. Согласна, нарушение, но выглядит очень интересно.

Поднос в
Поднос в смешанной технике – «Розовый вечер» Фото: Из личного архива

При всей любви к живописи, вы начали осваивать новые профессии? Почему?

– Сейчас я учусь в пединституте на педагога-психолога, параллельно оканчиваю курсы «Реклама и создание сайтов» в институте «Синергия», а через месяц планирую начать обучение копирайтингу. Отчасти это вынужденная мера. Моя цель – научиться зарабатывать лёжа. Просто во время отдыха от рисования я предпочитаю не лежать без дела, а развиваться.

Стараюсь равняться на своих земляков, которые имеют проблемы со здоровьем, но не отчаиваются. Многие из них занимают активную жизненную позицию – путешествуют, развивают бизнес, занимаются спортом. Это люди удивительной судьбы, мужеством и необычайной силой воли, которыми невозможно не восхищаться.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах