aif.ru counter
111

«Юмористы» должны идти в уральские школы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. «АиФ-Урал» 09/12/2015
Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Август Белкин о педагогическом призвании и будущем образования.

Детей не обманешь

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Август Соломонович, сегодня всё чаще на свет Божий стали выноситься проблемы образования. В том числе активно обсуждается вопрос: в чьих руках наши дети? Есть такой афоризм: «плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить»…

Август Белкин: Красиво звучит, но слишком абстрактно. Давайте будем говорить по-«рабоче-крестьянски», чтобы было понятно. Кто сегодня идёт в учителя? Первое - те, кто изначально планируют связать свою жизнь не столько с учительством, сколько с педагогическим образованием вообще, которое очень многопрофильно. Второе - те, кто имеет определённые планы на социально значимую роль, которая требует грамотной работы с людьми. В любой сфере. Нельзя забывать и о тех, кто имеет склонность к гуманитарному образованию. Кроме того, в учителя идут те, у кого нет другого выбора.

- По остаточному принципу?

- Я вспоминаю фильм «Учитель», в котором герой говорит: «Коли мужик ни к чему другому не приспособлен, можно и в учителя». Вот так и в жизни. «В этот вуз не попаду, в другой тоже, попробую в пед». Есть ещё один побудитель к тому, чтобы идти в образование, - пример любимого учителя.

- Поступить в педвуз - это ещё половина дела. Сколько выпускников потом идёт в школу?

- Процентов десять. Остальные не чувствуют в себе ПРИЗВАНИЯ быть учителем. Причём призвание обнаруживается не сразу, в процессе работы. Но его в учителе очень тонко чувствуют дети. Их не обманешь.

- Если призвание может обнаружиться не сразу, как определить, кому идти в учителя «доктор прописал»?

Чувство юмора и умение находить выход в трудной ситуации - качества настоящего учителя.
Чувство юмора и умение находить выход в трудной ситуации - качества настоящего учителя. Фото: АиФ/ Ника Кудряшова

- Существует банальнейшее убеждение, что главное в учителе - это любовь к детям. Бред сивой кобылы. Ещё Горький сказал: «Любить детей - это и курица умеет». Есть другое понятие, которое действительно является педагогической категорией, - постоянная тяга к общению с детьми. Ежели оно у тебя есть - иди в учителя. Кроме того, для учителя очень важно уметь сочетать доброту со строгостью. Хуже нет добренького педагога. На мой взгляд, от учителя требуется и умение быть объективным, справедливым. Ну не должен он хвататься за ремень! Помню, однажды мой выпускной класс, в котором, кстати, учился Валерка Нестеров (министр образования Свердловской области с 1998 по 2009 годы. - Ред.), всем составом сбежал с урока химии в кинотеатр на фильм «Шайка бритоголовых». В апреле, накануне экзаменов! Тут бы впору экстренное родительское собрание созвать. Но я пошёл другим путём: позвонил директору кинотеатра и с его согласия, прервав сеанс, вывел прогульщиков из зала под хохот зрителей. Они кары небесной ждали, сидели на следующий день на моем уроке притихшие. А я посчитал, что недосмотренный фильм - достаточное наказание. И потом… я сам бы сбежал на такой фильм, честное слово. Да и «химичка» была жуткая зануда.

Долгожители

- Вы не многого хотите от учителя? Кто на такие признания способен?

- Способность сохранять молодость души на долгие годы обязательна для учителя. Как и умение преодолевать жизненные проблемы. Я своим студентам говорю: хотите стать долгожителями - идите в учителя. Потому что учителя долгожители, как и бывшие узники сталинских лагерей. И тем и другим, пройдя нелёгкий путь, уже ничего в жизни не страшно. В педагогической практике, кстати, неизменно выручает и чувство юмора (учитель без такового - страшный человек), а также желание реализовать свой творческий потенциал.

Поверьте, все трудности, встречающиеся на пути учителя, компенсируются постоянным, нарастающим ощущением не зря прожитых лет. Обостряющимся при встрече с выпускниками. Это дорогого стоит!

- Это прекрасное ощущение в холодильник не поставишь. А потому сложно мотивировать выпускника педвуза идти в школу.

- Настоящий учитель - альтруист. Помните диалог героев (учительницы и врача) в «Иронии судьбы»? «А всё-таки у нас с вами самые замечательные профессии! Самые нужные!» - «Судя по зарплате - нет».

Труд учителя очень нелёгкий, и его оплата откровенно этому труду не соответствует. Поэтому хорошие учителя служат не ради зарплаты, а благодаря призванию. Многие не живут - выживают. Или крутятся, как могут, на износ: работают не на одну ставку, берут репетиторство. И никакая власть, увы, пока не может переломить эту тенденцию. Не удивительно, что проблема учительских кадров сегодня стоит очень остро. И будет стоять. Спасение только в демографическом провале, который был. При приросте же населения придётся открывать новые школы. А где взять учителей? Очевидно, что в школы будут попадать случайные люди, не имеющие призвания. Пока предпосылок к улучшению ситуации я не вижу, особенно если учесть задачу сегодняшнего дня - предотвращение обвала экономики. Учителям достойную зарплату дадут в последнюю очередь. После работников промышленности, военных… Ну и чиновников - эту армию же надо содержать.

- То есть мы  движемся в сторону кризиса в образовании?

- Я не склонен нагнетать обстановку. В будущее образования верю. Образование - это  социальный феномен! Оно выживает в любых условиях. Надеюсь, что наметившийся прирост населения вынудит власти задуматься и предпринять серьёзные шаги. В конце концов, в послевоенное время одни из самых высоких зарплат дали учителям и милиционерам, это же неспроста было.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество