Примерное время чтения: 10 минут
825

«Путана во дворце». Как и зачем можно удивить окружающих своим парфюмом?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. «АиФ-Урал» 28/08/2019

Наталья Шахова – организатор цикла лекций об ароматах Екатеринбурга, знаток парфюмерной истории и селективного парфюма и, как она сама про себя говорит, настоящий парфюмерный маньяк. Она читает лекции об ароматах в Музее истории Екатеринбурга, в музее «Об этом», и накануне одной из них мы встретились, чтобы коротко представить это событие. Но Наталья была столь вдохновенна и убедительна, что мы проговорили полтора часа и теперь хотим рассказать вам, от чего зависит мода на ароматы, как выбирать духи и создать с их помощью харизму.

Зачем что-то менять?

Есть приверженцы одного аромата, которые пользуются одним парфюмом годами. Но со временем человек к нему привыкает, нос «замыливается», и требуется постоянно «увеличивать дозу». Вы можете этого не замечать, но окружающих будет сносить от вашего слишком сильного аромата.

Кроме того, наш гормональный уровень все время разный, по-разному пахнет наша кожа в разные сезоны, в разные периоды жизни, у женщин – в зависимости от цикла. С возрастом тем более всё меняется. Хотя бы ради этого надо иногда менять ароматы. Одного запаха на всю жизнь не существует. Лично для меня ограничиться одним ароматом невозможно. Я настоящий парфюмерный маньяк!

От чего зависит мода на ароматы?

Существует какая-то идея, витающая в воздухе, которая проявляется в разных частях света. Часто это связано с технологиями: изобретают какой-то ингредиент – и возникает всеобщая мода то на озоновые ароматы, то на удовые, одновременно в нескольких местах появляется что-то очень похожее, становится коммерчески успешным, потом начинаются копии…

С другой стороны, то и дело запрещают какие-то натуральные ингредиенты – амбра, мускус остались только в очень дорогих ароматах. Случается неурожай чего-то, как с вином или кофе. Например, стал практически недоступен натуральный уд, палочка удового дерева стоит тысячи долларов. Проблема возникла после того, как в начале 2000-х гг. стали безумно популярны удовые ароматы и все тропические леса пошли на производство парфюмерии.

Конечно, парфюмерия, как и мода в целом, очень сильно связана с историей. До Первой мировой войны дамы сидели дома, носили пышные юбки, пользовались яркими, тяжелыми ароматами для выхода в свет. В годы модерна в Европе начался рассвет модной индустрии, в России были свои пертурбации, совершенно другая история. С этим временем у нас связано появление «Любимого букета императрицы», на основе которого позже была создана знаменитая (конечно, значительно упрощенная) «Красная Москва».

После войны, в 50-е годы, появился запрос на воздушность, женственность, дамы пришли в офис, и душные тяжелые ароматы сменились на более легкие. Диор ввел моду на нью-лук, все эти пышные платья и аромат Diorissimo – чистый ландыш, а в Советском Союзе – «Ландыш серебристый». Им стали пользоваться все.

Какой аромат в моде сейчас

Сейчас в моде индивидуальность, игра. В коммерческих ароматах парфюмеры опять обратились к цветам, но сейчас цветы и деревья – это все-таки не «Красная Москва», это что-то совершенно другое.

Некоторые считают, что цивилизация развивается в сторону всё большей индивидуальности во всех сферах. Многие даже пытаются создавать собственные духи. Я к этому отношусь со скепсисом. Ведь это не просто сложно и дорого – не зря, наверное, парфюмеры много лет обучаются, разрабатывают носы, учатся отбирать ингредиенты… А тут все желающие пошли, два месяца на курсах – какое там, два часа! Мне кажется, все это маркетинг чистой воды и к настоящим ароматам никакого отношения не имеет.

Современный парфюм в меньшей степени делится на мужской и женский, сейчас это всё чаще «ароматы для мужчин и женщин», на каждом человеке они раскрываются по-своему.

Все больше становится нишевых ароматов, каждый несет какую-то свою историю.

Будут ли все стремиться завести целый парфюмерный гардероб либо найти какой-то универсальный аромат – мне кажется, это во многом ещё будет зависеть от того, того куда пойдет социальная мода. Будет мода на антипотребление – начнется поиск какого-то универсального аромата. Например, вписываясь в современный тренд борьбы с утилизацией и вторичное использование ресурсов, появился соответствующий аромат Les Fleurs du Déchet I Am Trash. Конечно, он не пахнет помойкой, просто абсолют создают из ингредиентов вторичной переработки. Он на самом деле пахнет яблоками.

Как выбрать духи?

Вообще-то, чтобы выбрать свой аромат, ориентироваться стоит только на собственное «хочу». Ведь аромат – это прежде всего чистое удовольствие.

Естественно, кроме этого есть понятие уместности, все-таки есть какое-то условное деление ароматов на дневные и вечерние, для отдыха и для офиса, есть просто тяжелые ароматы на любителя. Есть правила этикета, предписывающие, что аромат не должен выступать за интимную зону (около метра), иначе вы пренебрегаете личными границами других людей. Не рекомендуется днём использовать яркие вечерние ароматы, специевые, вообще продуктовые (ваниль, шоколад, кофе), мало ли кто тут на диете сидит. Существуют легкие офисные ароматы, которые держатся на теле до пяти часов, и к вечеру в принципе можно уже использовать что-то другое.

Немыслимы в офисе провокационные – обычно это селективные ароматы. Зато для вечернего свидания они самое то, если вы хотите произвести незабываемое впечатление. Из таких – аромат Etat Libre d'Orange, который называется Putain des palaces («Путана во дворце»), он такой немножко ретро, там пудра в раскрытии. Вообще у этой компании много смелых ароматов, самым провокационным в мире считается Secretions Magnifiques («Великолепные выделения»). Есть аромат, который пахнет жвачкой и ромом, Enfant Terrible, и вызывает ассоциации с «Лолитой» и первым свиданием. Эти нишевые ароматы достаточно популярны в Екатеринбурге.

Есть среди провокационных и спокойные ароматы. Например, мне безумно нравится один из последних – он посвящен маркизу де Саду Attaquer Le Soleil Marquis De Sade. Это эпатажный унисекс-аромат с очень интересным ладанным раскрытием. Но он очень тонкий, и если ты не знаешь, что это про маркиза де Сада – ничего и не поймешь.

Так ли эффективны духи с феромонами?

Когда я готовилась к лекции про ароматы 18+, пыталась выяснить, есть ли такой волшебный парфюм, за которым люди идут как крысы за дудочкой. Я расспрашивала своих знакомых, какой аромат для них самый сексуальный. И у меня сложилось такое впечатление (потом я нашла ему подтверждения), что это тот аромат, с которым у человека ассоциируется первая влюбленность, первое чувство. Это воспоминание и воспринимается как самое привлекательное. Конечно, позже оно может быть воплощено в более современном виде, но реакция на какой-то основной ингредиент сохранится.

Существуют ароматы, которые условно имитируют некие человеческие выделения, привлекающие противоположный пол. Но все проводившиеся на эту тему эксперименты показали, что нет такого одного секретного ингредиента, который со стопроцентной эффективностью действует буквально на всех. В том числе не работают духи с феромонами – это маркетинг чистой воды. Слишком мы социализированы для этого. Да, в живом общении женщины действительно выделяют феромоны, они располагаются в клетках около волос (голова, пах). Но собеседник их чувствует на расстоянии не больше метра.

В парфюмерии с этой целью используются традиционные ароматы, которыми подчеркивается натуральный запах человека. Один из самых популярных во все времена ароматов, с которого началась французская парфюмерия, – жасмин. Он считается афродизиаком – в нем есть особые индольные ноты, как в цветущей липе и туберозе, схожие с запахом женщины. Конечно, никто сейчас не побежит за женщиной, которая пахнет жасмином или липовым цветом, но на каком-то ассоциативном, подсознательном уровне это сработает как приятный запах.

С мужчиной связаны мускусные, вообще животные ноты. Кстати, естественный мускус сейчас запрещен, есть какой-то условно этичный вариант, когда уколом забирают секрет из желез, но в основном в парфюмерии сейчас используются искусственные мускусы.

Аромат – это всегда что-то индивидуальное

Следует учитывать, что на каждом человеке ароматы раскрываются по-разному и вызывают у разных людей разные ассоциации. Индивидуальное восприятие связано с ольфакторной – обонятельной, одной из самых длительных видов памяти. Она завязана на ассоциациях: какой-то аромат ты услышал в морозное утро – и он у тебя на всю жизнь связан с морозным утром, с конкретным человеком или местом.

Есть коммерчески успешные ароматы, которые в какой-то период продаются везде. Ведь многие люди вообще особо не задумываются о парфюме, им даже не приходит в голову, что так может пахнуть кто-то еще.

Есть люди, которые плохо относятся к ароматам, плохо переносят какие-то ингредиенты, вплоть до аллергии. Вообще психологи считают, что это связано с определенными страхами и т.д. Но если ты пользуешься ароматом, который твой собеседник не переносит, очень легко испортить с ним отношения буквально на пустом месте.

Аромат – это всегда что-то очень индивидуальное. Поэтому нельзя сказать, например, «вы будете неотразимы, если у вас в аромате будет ландыш или уд». Ведь кто-то услышит этот ландыш, а кто-то нет. Фактически любой аромат может стать для вас харизматичным, если его правильно подобрать, если он вам подходит, ассоциируется с вашей внешностью и характером.

Есть некое условное деление на ароматы для блондинок и для брюнеток (цветочные, свежие, цитрусовые – и тяжелые, сладкие, восточные). Но понятно, что нельзя отталкиваться только от внешности: есть такие блондинки, что заткнут за пояс любую брюнетку. Это зависит не от цвета волос, конечно, но например, зависит от расы, на разной коже ароматы раскрываются по-разному. Другое дело, что в нашей стране никто точно не знает, что у нас там в крови намешано...

Когда и где выбирать хороший парфюм?

Есть чистая физиология. Идти выбирать аромат лучше всего в первой половине дня, к вечеру мы устаем от запахов, восприятие притупляется. Самое хорошее время года для охоты за запахами – межсезонье, во время или после дождя, когда воздух особенно чистый (летом бывает много пыли, а зимой, когда заходишь в помещение, нос часто немного закладывает).

Хорошо бы сначала понять, для чего вам нужен аромат, для какой цели, что нравится, что не нравится. Дело в том, что нетренированный нос способен за раз различить 4–5 ароматов, потом они сливаются. И если вы не даете четкого ТЗ консультанту и начинаете нюхать всё подряд, велика вероятность в итоге купить совсем не то, что вы хотели.

Хорошая новость заключается в том, что нос можно натренировать. Когда я готовлюсь к лекциям и нюхаю очень много, я чувствую, что в какой-то момент нос становится натренированнее. Известна история Нины Зейской, которая в советские годы была главным парфюмером «Уральских самоцветов». Когда она была маленькой, часто болела, ее бабушка очень боялась, что девочка перестанет чувствовать запахи. И она делала то, что делают сейчас, обучая парфюмеров: заставляла Нину угадывать ароматы. Когда – впервые в Советском Союзе! – начали набирать на курсы первых парфюмеров, Зейская пришла и назвала без запинок совершенно всё.

Чтобы быть уверенным в качестве парфюма, выбирайте сначала магазин. Уважающий себя продавец не станет продавать подделки. В Екатеринбурге селективная парфюмерия представлена в бутиках IMAGINE (в ТЦ Limerance и «Европа»), в концептуальном магазине Cosmotheca (Ельцин центр и Галерея Vanzetti), в «Золотом яблоке».

Продолжение беседы с Натальей Шаховой – о любимом одеколоне Путина, парфюмерных маньяках, ароматах Екатеринбурга, пороха и секса.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах