Примерное время чтения: 4 минуты
103

Шотландские корни духовного центра Урала

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. «АиФ-Урал» 07/12/2011

В основу концепции нового генерального плана Духовного центра Урала лягут разработки шотландца Уильяма Гесте, служившего при Екатерине Великой и Николае Первом.

Уильям Гесте (или, как его называли у нас, Василий Иванович) был в России начала XIX века личностью достаточно известной. Свою карьеру в нашей стране он начал в 1784 году с должности чертежника при строительстве Царскосельских дворцов. Через восемь лет Гесте поступил на службу уже в Кабинет Ея Императорского Величества - по сути дела в личную канцелярию (это учреждение ведало личным имуществом царской фамилии, в том числе и казной).

В истории российской архитектуры Гесте увековечил свое имя в первую очередь знаменитыми петербургскими мостами. Зеленый, Красный, Поцелуев, Обводный, Александровский - все это его творения. Но еще более масштабным памятником мысли шотландца стала сама планировка городских городов Российской империи - квартальная.

Именно Уильям Гесте, успешно реализовав квартальную застройку в Царском Селе, распространил затем этот стиль по всей империи. Екатерина Великая, провозгласившая курс на европеизацию страны, даже издала особый указ о придании «регулярства» городам российским.

Европейский квартальный тип застройки был признан образцовым, и проекты кварталов Гесте были разосланы во все губернии России в качестве обязательного руководства. С 1810 года Вильям Иванович фактически возглавил все градостроительное дело в стране. Под его руководством были составлены генеральные планы застройки Москвы, Киева, Смоленска, Саратова, Пензы, Вятки, Екатеринослава, Красноярска, Омска, Томска, Уфы и других городов, в том числе и Верхотурья.

Правда, самому архитектору не суждено было увидеть, как его план по обустройству Духовного центра Урала претворяется в жизнь. Николай Первый утвердил этот документ лишь в 1844 году, спустя 12 лет после смерти архитектора.

К слову, до этого были другие варианты градоустройства Верхотурья, но, впрочем, не особо отличавшиеся от утвержденного. Ценность же плана Гесте - в его реализации и формировании исторического облика Верхотурья, дошедшего и до наших дней.

Именно поэтому начатая сейчас разработка нового генерального плана Духовного центра Урала привлекла интерес свердловских архитекторов к плану Гесте. Сегодня он ложится в основу концепции проектируемого генплана, цель которого - обеспечить возможность развития Верхотурья, сохранив ценное историческое наследие первого «российского» города на Урале.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:

Начальник отдела земель историко-культурного назначения и охранного зонирования ГБУК «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области» Елена Двойникова:

- Особенность плана Гесте в том, что он объединил регулярную застройку с первородной. Верхотурье, как и другие древние города, застраивалось нашими предками органично. Они относились к земле как к равному элементу бытия и обживали ее, органично осваивая естественный рельеф и ландшафт. Средневековая градостроительная мысль не предполагала, к примеру, прямолинейных улиц и искусственного изменения ландшафта. Гесте, спланировав кварталы, все же сохранил первородный стиль города от беспощадного перекраивания. Во многом благодаря ему Верхотурье до настоящего времени в основном сохранило черты средневекового русского города, оставшись уникальным на карте России.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах