aif.ru counter
05.12.2012 18:00
120

Уральское ООО: Обман, Обвес и Обсчет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. «АиФ-Урал» 05/12/2012

Покупаете вы продукты или платите за коммуналку, оформляете кредит в банке или пришли на прием к врачу - всюду вас может ожидать потеря денег, времени, а то и здоровья…

Товар с душком

Походы в продуктовые магазины на Урале - своего рода игра. Если покупатель, сможет вовремя обнаружить уловки, увернуться от расставленных «ловушек», не даст обвести себя вокруг пальца, до «финиша» он дойдет победителем.

- Я стреляный воробей, - рассказывает читатель «АиФ-Урал» Дмитрий Воропаев. - Знаю, на чем нас, потребителей, хотят провести. За доверчивых земляков обидно. На днях в торговом центре наблюдал, как старушка вертела в руках расфасованную свеклу. Из четырех штук в сетке три были дряблые и плесневые. Посоветовал ей сетку порвать, хорошую свеклу взвесить и только за нее и платить. Старушка испугалась: «Да как же можно. Заругаются…» Позорище! Кого обманывают? Стариков!

Расфасовка товара по принципу «неликвид в довесок» - далеко не единственный способ обмануть покупателя. Реализовать продукты с истекшим сроком годности тоже считают своим долгом многие торговые точки.

 

Мнение эксперта
Директор Центра защиты прав потребителей Андрей Артемьев:

- Очень скоро потребительскую культуру жителям Екатеринбурга начнут прививать уже со школьной скамьи. В течение ближайших двух лет власти столицы Урала планируют внедрить учебники для девятых классов под названием «Основы экономических и потребительских знаний». Помимо этого, проект включает в себя создание городской системы потребительского просвещения.

Кроме того, в Госдуму РФ будет внесен проект поправок в КоАП. Если сейчас штраф за обман потребителя для юрлиц составляет 10-20 тысяч, то в недалеком будущем он может быть повышен до 100-300 тысяч. За повторное же нарушение - до 1 миллиона. Думается, это будет только справедливо. Потому что сегодня доходы предпринимателей, обманывающих уральцев, значительно больше, чем размер «возмездия». Если величину штрафов увеличить - задумаются многие.

В случае любых нарушений на потребительском рынке нужно всегда отстаивать свои права, подавать иск в суд. Самое главное - правильно составить текст заявления. В нашем Центре любому горожанину помогут сделать это безвозмездно. Номер бесплатного автоответчика Центра - 371-13-16. Адрес: ул. Малышева, 31а.

А обманы клиентов и санитарного законодательства в общепите оборачиваются массовыми отравлениями. Минувшей осенью на больничной койке оказались 29 ребятишек, пообедавших в кафе Верхотурья. Госпитализацией закончилось празднование юбилея в пельменной Североуральска для 17 человек. Лечились в стационаре и 17 отравившихся клиентов ресторана японской кухни Екатеринбурга...

Еще одна стандартная уловка. Стоимость товара, указанная на ценнике, отличается от той, что запрограммирована в кассе. Не так давно за такой обман потребителей к административной ответственности было привлечено руководство магазина на улице XXII Партсъезда Екатеринбурга. Увы, далеко не все недобросовестные представители торговли ловятся за руку. А потому потребителям необходимо сохранять бдительность, чтобы не быть обманутыми.

«Криков души» все больше

В территориальном управлении Роспотребнадзора по Свердловской области каждый день не смолкает телефон. Количество людских обращений из года в год бьет рекорды. Если в 2010 году поступило 8599 заявлений, то в следующем уже 11 442. В нынешнем году «криков души» стало еще больше. Окончательная цифра будет озвучена по итогам года.

- Больше всего людей волнуют жилищно-коммунальные услуги - почти половина всех обращений в нашу организацию, на втором месте - реализация непродовольственных товаров, на третьем - финансы, - рассказывает пресс-секретарь ведомства Наталья Лукьянцева. - Есть даже случаи, когда в суд направляются заявления о ликвидации предприятий в связи с систематическими нарушениями законодательства. В черный список за последнее время попали производители мебели, туристическая компания и фирма по изготовлению металлических дверей.

Как обратиться в Роспотребнадзор?
1. Воспользоваться сервисом «Прием обращений граждан» на официальном сайте https://www.66.rospotrebnadzor.ru.

2. Отправить письмо электронной почтой (mail@66.rospotrebnadzor.ru)

2. Направить жалобу почтой.

3. Обратиться лично в территориальный отдел управления Роспотребнадзора по месту совершения правонарушения.

Особую озабоченность вызывают участившиеся случаи поставок на рынок Свердловской области фальсифицированной продукции. Прежде всего, молочных консервов, масла из коровьего молока, жиров немолочного происхождения, колбасных изделий, рыбной продукции, мяса кур. Если говорить о непродовольственных товарах, то основными причинами забраковки являются отсутствие полной информации о потребительских свойствах товара, информации о товаре на русском языке, об изготовителе. Часто людей вводят в заблуждение. К примеру, на подписи страны-изготовителя вместо Китая умельцы указывают Германию или Англию.

От всех болезней вам полезней…

Особым цинизмом отличаются недобросовестные реализаторы всевозможных медицинских приборов, которые продаются путем разносной торговли. В данном случае ради прибыли торговцы готовы рисковать здоровьем собственных клиентов. Чаще всего жертвами «целителей» становятся пожилые люди.

81-летнюю жительницу Екатеринбурга «поймали» в подъезде собственного дома. Двое молодых людей, представившись сотрудниками службы социальной защиты, расспросили женщину о состоянии ее здоровья, она рассказала о своих недугах. Воспользовавшись доверчивостью пожилого человека, реализаторы смогли убедить женщину в необходимости приобретения аппарата сомнологической коррекции, который якобы избавляет от многих болезней и адаптирован для людей пожилого возраста. При этом ни о противопоказаниях к применению, ни о необходимости врачебной консультации не было сказано ни слова. Более того, эта информация в инструкции была заштрихована.

Уже после покупки «чудо-аппарата» женщина таки проконсультировалась с лечащим врачом и выяснила, что применение этого прибора ей категорически противопоказано. Вернуть деньги ей удалось только после обращения в суд. Примерно таким же способом другой жительнице Екатеринбурга был продан глазной массажер, после применения которого у женщины начались головные боли. Ей также удалось вернуть деньги после вмешательства судебных инстанций.

К сожалению, разносная торговля медицинскими приборами на Среднем Урале процветает. Специалисты настоятельно рекомендуют уральцам, прежде чем решиться на сделку, проконсультироваться с лечащим врачом. Это во-первых. А во-вторых, узнать реальную стоимость товара. Скажем, глазной массажер, проданный пенсионерке за 28 тысяч рублей, в интернет-магазинах продается за… 1 760 рублей.

Беспредел цен

Реформа жилищно-коммунального хозяйства, призванная улучшить качество услуг, на самом деле вылилась в массу злоупотреблений. ЖЭКи и ЖЭУ переименовали в УК, но количество жалоб от уральцев растет с каждым годом. Пожалуй, больше всего свердловчане недовольны ценами. Многие уверены, что коммунальщики попросту «надувают» людей.

«Осенью жители города увидели в своих квитанциях трехкратные увеличения платы за электроэнергию, горячую и холодную воду, - пишет нам житель Первоуральска Андрей Шмидт. - Для большинства это трагедия. Медикам еще предстоит оценить рост болезней и их обострений от стресса, от стояний на ноябрьском ветру в огромных очередях у управляющих компаний, от безысходности ответов на их жалобы».

Вторая беда уральской «коммуналки» - отвратительное качество услуг. «Это что же такое получается? - сетует наша читательница Ксения Рогова. - Мы из года в год исправно оплачиваем все квитки, но качество «коммуналки» - просто отвратительное. Постоянно нет горячей воды, зимой - перебои с теплом, грязные подъезды, невывезенный мусор, отсутствие каких бы то ни было ремонтных работ. Неужели мы платим за воздух?».

Действительно, за последние пять лет число жалоб на работу коммунальщиков выросло на Среднем Урале в 17 раз! В мэрию Екатеринбурга в год поступает до 2 тысяч обращений на незаконные действия управляющих компаний. Чаще всего уральцы жалуются на технические неурядицы, ошибки в расчетах платежей, на недогрев, распределение средств на ремонты и хамство управленцев.

Так, в ноябре суд Верхней Пышмы рассмотрел иск к местному Водоканалу. Выяснилось, что в период с 11 апреля по 28 сентября 2011 года качество питьевой воды из водопровода, расположенного на территории города, абсолютно не соответствовало санитарным нормам. В отобранных пробах была зафиксирована концентрация нитратов, которые имеют повышенную токсичность для человека.

Как с «ними» бороться

По данным мэрии, сегодня в Екатеринбурге действует порядка 50 частных организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами. Можно ли найти управу на коммунальщиков? Да, но для этого надо потратить массу усилий.

Во-первых, необходимо организовать собрание собственников (чаще всего это самое сложное, люди просто не приходят). Недостатки и нарушения надо тщательно протоколировать, чтобы имелись все документы и свидетели.

Далее пишем жалобы, требования, пожелания в УК, контролируем ответы, сохраняем их. Если переписка затянулась, а никаких изменений нет, то обращаемся в надзорные органы - комитеты по защите прав потребителей, территориальные инспекции.

 

Куда обращаться недовольным?
1. При возникновении ЛЮБЫХ вопросов, связанных с обслуживанием многоквартирных домов, качеством и оплатой жилищных и коммунальных услуг, уральцам в письменном виде необходимо направить обращение в свою управляющую компанию либо в товарищество собственников жилья.

2. В случае непринятия мер либо непредоставления информации со стороны УК или ТСЖ, с вопросами о правомерности начисления платы свердловчане могут обратиться в управление Госжилинспекции Свердловской области: Екатеринбург, ул. Малышева,101.

3. По вопросам о величине тарифов и нормативов стучитесь в Региональную энергетическую комиссию: Екатеринбург, пр. Ленина, 34.

4. Если вас не устраивает качество предоставляемых услуг, обращайтесь в управление областного Роспотребнадзора: Екатеринбург, пер. Отдельный, 3.

Например, если у вас есть подозрения, что стоимость услуг сильно завышена, нужно обращаться в «антимонополку» или энергетическую комиссию. Если же вас не устраивает качество услуг - стучитесь в комитет по защите прав потребителей или Роспотребнадзор.

Следующий уровень - суд или прокуратура. Но здесь есть одно «но». В прокуратурах, как правило, не любят заниматься жалобами на УК. Им нужен факт нарушения закона, а когда речь идет об эмоциях в доме (собрание не так провели, не те вопросы рассмотрели) - дело обычно движется со скрипом.

Кардинальный вариант: расторгать договор и перебираться под крылышко более надежной компании или создавать ТСЖ.

Почему мы переплачиваем?

Напомним, что после вступления в силу постановления №354 в квитанциях, выставляемых потребителям, плата за общедомовые и индивидуальные нужды указана отдельными строками. Однако даже областные чиновники признают: эта схема рассчитана на идеальные условия, при которых многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета и индивидуальными счетчиками.

Между тем специалисты отмечают: сегодня в области до 70% жилых помещений таких приборов не имеют. В них плата начисляется по нормативу - исходя из количества зарегистрированных граждан. Хотя фактически в квартире может проживать гораздо больше людей.

Но это еще не все. Вторая причина возникновения гигантских сумм связана с тем, что законом не определен конкретный перечень общего имущества многоквартирника. По данным депутата Дмитрия Ионина, сегодня часть управляющих компаний просто берет общую площадь дома и начисляет на нее нормативы: «Считают все: технические помещения, крыши, стены, даже дворовую территорию. Отсюда и фантастические суммы».

- Необходимо ввести в регионе временный мораторий на реализацию 354-го постановления, - полагает Ионин. - Это позволит временно купировать проблему и выиграть время для установки счетчиков…

Технологии надувательства

Нарушения прав потребителей происходят повсеместно. Не все они, однако, становятся достоянием общественности. Однако в поле зрения попадают наиболее громкие дела, становящиеся, как правило, прецедентами. Они же создают судебную практику и изменяют правила игры на потребительском рынке, причем в пользу потребителя. Но иногда факты остаются громкими фактами.

Качество топлива. Летом 2012 года в Екатеринбурге на одной из АЗС «Газпромнефть-Урал» сотрудники заправки перепутали Аи-92 и дизельное топливо, при этом водители об ошибке не знали - в результате несколько автомобилей получили неисправности. Машинам был нанесен существенный ущерб - топливную систему двигателей нескольких автомобилей пришлось ремонтировать. Этот инцидент закончился извинением и компенсацией ущерба. Он, впрочем, мог быть и больше, если бы в двигатели попала вода. Такое происходило в Екатеринбурге несколько лет назад.

На что жалуемся?
Стоит отметить, что в 2011 году общее число обращений горожан в Центр защиты прав потребителей составило 4941. Больше всего их интересовали:

47% Продажа непродовольственных товаров

22,5% Услуги ЖКХ

8% Финансовые услуги

3,5% Бытовые услуги

3,3%Продовольственные товары

1,5% Туристические услуги

0,7% Медицинские услуги

0,7% Услуги связи

Сомнительные скидки. Жительница Екатеринбурга создала судебный прецедент, победив продавца купонов на скидки. В декабре прошлого года она купила купон компании «Групон» и взамен 199 рублей получила скидку при печати 100 фотографий в фотосалоне «Сфера». Печать ей была обещана в три дня, но снимков она не дождалась и через месяц. В суде представители «Группона» пытались свалить вину на нерадивый фотосалон, но суд наказал именно торговца скидками, оштрафовав его и заставив вернуть деньги с неустойкой.

Кусачий процент. Жительница Екатеринбурга сумела вернуть себе более 70 тысяч рублей, которые банк незаконно изъял у нее при предоставлении кредита. В 2007 году она взяла 200 тысяч рублей с уплатой процентов по ставке 12% годовых. Однако в конечную сумму, которую заемщица должна была отдать, были включены единовременная комиссия за предоставление кредита и ежемесячные выплаты за его обслуживание. За срок кредитования набежало более 79 тысяч рублей, которые удалось вернуть через суд.

Дорогие минуты. В Екатеринбургский муниципальный центр по защите прав потребителей регулярно обращаются абоненты сотовой связи, в считанные минуты оказавшиеся должниками перед телефонными компаниями. Причина проста: будучи в заграничном роуминге, мобильник - с ведома владельца или без такового - подключается к интернету. Например, 9-минутный сеанс связи из Турции может обойтись в сумму более 50 тысяч рублей. Таких случаев много, и в каждом отдельном, говорят юристы, нужно разбираться: доводилось ли до потребителя, что услуга связи может быть небезопасна.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество