aif.ru counter
1134

Добро пожаловать: у туризма на Урале есть перспективы, но много проблем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. «АиФ-Урал» 03/08/2016
www.chusovaya.org / www.chusovaya.org

Обидно, но факт: даже коренные свердловчане зачастую знают лишь несколько знаковых достопримечательностей родного края. «Что тут смотреть?» – недоумевают они. Между тем туристический потенциал у Среднего Урала – немалый…

Богатства не хватает

«Наша семья всегда жила на Урале, – рассказывает наша читательница из Режа Анастасия Прохомницкая. – Когда я была ребёнком, мой дед неоднократно брал меня в поездки в самые отдалённые уголки области: мы с ним и северные горы повидали, и южные степи. Поэтому мне всегда удивительно слышать от людей, что Средний Урал, кроме как своей суровостью, ничем похвастаться не может. Я точно знаю, что каждые выходные можно знакомиться с новыми достопримечательностями – и конца-края им нет…»

В последние годы свердловские власти много говорят о развитии туризма. И определённые вещи даже делаются: разрабатываются программы, понемногу развивается инфраструктура. По данным областного правительства, за последнее время туристический поток увеличился почти на 10% и составил около 1,5 миллиона человек. В основном гостей привлекают природные богатства, памятники культуры. Урал заманивает путешественников своим историческим прошлым, связанным с освоением земель. Только представьте: на территории Свердловской и соседних областей располагается 1227 объектов культурного наследия, более 400 музеев и 4 крупных природных парка.

И всё же, несмотря на описанное выше богатство, развивать туризм ударными темпами у нас никак не получается. Проблемы, с которым сталкиваются путешественники, – это плохие дороги и отсутствие хороших придорожных кафе и гостиниц. Неудобен и график работы многих музеев, которые зачастую закрыты по понедельникам и вторникам.

По мнению исполнительного директора Уральской Ассоциации туризма Михаила Мальцева, причина слабо развитой туристической инфраструктуры кроется в том, что долгое время отсутствовали специалисты в этой сфере. Плюс ко всему расширение отрасли было возложено на плечи частных инвесторов. «Состояние туризма сегодня крайне слабое. Это произошло, потому что недоставало профильного министерства и специалистов, которые бы занимались этими вопросами. И если сравнивать, например, с Татарстаном или областями Золотого кольца, нет столь ярких брендовых объектов, и даже если есть такие, то необходимо работать над их раскруткой и популяризацией», – отмечает Мальцев.

Где стоит побывать?
Где стоит побывать? Фото: «АиФ-Урал»/ Инфографика Ульяновой Юлии

Спасибо энтузиастам

Между тем, если копнуть чуть глубже, в каждом муниципалитете можно найти что-то интересное. Взять Туринск: только на первый взгляд он ничем не примечателен. Во-первых, там есть замечательный дом-музей декабристов. Вторая «интересность» – это туринский деревянный расписной сувенир.

«Несколько веков назад на реке Тура, когда она была судоходной, был организован лесосплав, и местные жители делали из щепок замечательные вещи, расписывая их вручную, – рассказывает руководитель проекта «Наш Урал» Дмитрий Леванов. – Сейчас этот процесс находится в заброшенном состоянии. Традиции хранят лишь отдельные энтузиасты и ремесленники».

Вот уже третий год подряд в Туринске проводится фестиваль «Туринская околица». Праздник яркий и самобытный. Но – усилий властей явно недостаточно, чтобы туда ехали туристы из других городов области. «Размах не тот, – говорит Дмитрий. – Сегодня фестиваль напоминает народно-массовые гуляния. Все вместе наплясались, наотдыхались – и всё. Чтобы привлечь туристов, властям, предпринимателям и общественникам нужно разрабатывать интересную программу, прилагая совместные усилия».

В долгосрочной перспективе ожидается, что Свердловская область займёт лидирующие позиции, войдя в пятёрку регионов с большим туристическим потоком. Интересная и самобытная «начинка» уральских городов и посёлков в будущем может стать источником дополнительных доходов. Однако, прежде чем собирать, надо вложить. Большие структурные изменения возможны только с привлечением государственных и областных средств.

Другой немаловажный момент – разработка интересных и, главное, жизнеспособных проектов. Иначе никакие деньги не спасут. «Яркий пример тому – Верхотурье. В рекламу города вложили огромное количество денег, а по факту там ничего не изменилось. Если рассматривать Верхотурье в качестве туристического центра, как его пытаются позиционировать власти, это бездарное место. Я ездил туда в 2007 и 2016 году, и у меня было стойкое дежавю – абсолютно ничего не поменялось! Никакой инфраструктуры для полноценного и интересного отдыха там не появилось. Если ты не паломник, а обычный турист, то приезжаешь туда и через два часа уже хочешь уехать», – говорит Дмитрий Леванов.

Фишку упустили

Максим Фирсов, редактор журнала «Уральский следопыт»:

– Я патриот своего края, но особых направлений познавательного туризма в регионе не вижу. Другое дело активный туризм. К нему располагает и горный ландшафт Среднего Урала, позволяющий использовать маршруты разного уровня сложности, и обилие рек, превосходно подходящих для сплава как новичков, так и опытных туристов. А вот что мы действительно упустили – это минералогический туризм, который должен был стать фишкой Среднего Урала, нашим эксклюзивом. Да, есть Мурзинка, маршрут «Самоцветное кольцо Урала»… Но везти туда гостей, даже из соседних регионов, простите, неприлично – инфраструктуры никакой. За рубежом вокруг этого вида туризма выстроена целая система. Нам же не удаётся в этом отношении решить административные вопросы, развить «чиновничье направление». Обидно, потому что в регионе есть грамотные специалисты в области минералогии, один наш Горный университет чего стоит.

Активный туризм, надо признать, не для всех. Поэтому уральцы, располагающие средствами, стремятся отдохнуть в тёплых краях, у моря. Наш климат для отдыха довольно суров. Его могут предпочесть только наши соседи с северных территорий.

Возрождая село

Александр Породнов, директор департамента поддержки предпринимательства и туризма Министерства инвестиций и развития Свердловской области:

– На Среднем Урале будут развивать сельский туризм. Сегодня возрождение села у нас в стране возможно именно через продвижение и развитие сельского туризма. В частности, предполагается в крестьянско-фермерских хозяйствах организовывать гостевые дома, устраивать гастрономические туры на сельские территории. Мы наметили формат совместной работы с регионами, входящими в Уральский федеральный округ. Дело в том, что комбинированные туры, к примеру Екатеринбург – Пермь или Екатеринбург – Челябинск, продвигать намного проще. На них больший спрос у тех же иностранцев, приезжающих к нам из Европы и Азии. Этим направлением и будем заниматься в ближайшее время. Наши крестьянско-фермерские хозяйства заинтересованы в том, чтобы расширять сектор услуг и реализовывать производимый товар не только через торговые сети, но и путём привлечения в регион туристов и ознакомления их с продукцией.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах