Примерное время чтения: 9 минут
546

Эксперты разобрали пенсионный вопрос от «А» до «Я»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «АиФ-Урал» 07/09/2016
Валерий Христофоров / АиФ

Пенсии – одна из тем, которые были, есть и, наверное, будут актуальны всегда. А сегодня она стала особенно популярна – накануне выборов её активно используют многие политические партии. Причина проста – большая часть голосующих это традиционно люди пенсионного возраста. Вот главный избиратель страны.

Желание политических игроков заручиться поддержкой именно этих избирателей понятно. Но при этом кандидаты зачастую допускают либо вольное обращение с фактами, либо идут на откровенный обман людей. Отчасти такое положение дел объясняется объективной сложностью пенсионного законодательства, недостаточной просвещённостью кандидатов в этом вопросе. Давайте разберёмся в этой сфере, её состоянии и перспективах.

Пенсионная экономика

Сразу оговоримся, что мы не затрагиваем тему социальных пособий, льгот и прочего – только пенсии. И ещё одно – работа с цифрами потребует от вдумчивого читателя определенного труда. Но без этого разобраться в ней не получится.

Абсолютное большинство старшего поколения свердловчан – 1,23 млн человек – получают страховую пенсию по старости. Её средний размер в 2016 году – 13195,4 рублей. Есть и другие категории пенсионеров, но их сравнительно немного.

Особая статья – инвалиды после военной травмы и участники Великой Отечественной войны. Они получают намного больше – 32 168 рублей и 33 799 рублей соответственно.

Каждый месяц на выплату пенсий в Свердловской области уходит 17 млрд рублей. В год это 204 млрд. Для сравнения, расходы консолидированного бюджета Свердловской области в 2016 году – 210 млрд рублей.

Динамика роста

Средний размер страховой пенсии вырос с 2012 года в полтора раза – с 8 730 до 13 195 рублей.

Ключевой вопрос – достаточны ли пенсии для жизни?

Для начала дадим формальный ответ. Посмотрим соотношение размера пенсии с прожиточным минимумом. Последний в третьем квартале 2016 года установили для пенсионеров в 8 223 рубля.

Ни один неработающий пенсионер не имеет доход ниже прожиточного минимума – это гарантирует закон. Люди с низкими доходами получают доплаты к пенсии. Средняя пенсия на 40% опережает прожиточный минимум пенсионера.

Размер средней пенсии – 42% от размера средней заработной платы в регионе. (Напомним, по предварительным данным первого полугодия 2016 года средняя зарплата по всему кругу предприятий и организаций – 31 131 рубль).

Теперь ответ не формальный. Разумеется, размер пенсий нельзя считать достаточным для комфортной жизни пожилого человека, его нужно увеличивать. Государство в долгу перед этими людьми. Но рост размера пенсий объективно ограничивается наличием средств для этого. Такая ситуация, кстати, стала основным источником спекуляций со стороны некоторых политических партий. Они, как правило, щедры на посулы увеличить выплаты в обмен за поддержку на выборах, обходя тотальным молчанием источники таких увеличений. Некоторые предлагают простые для понимания, но неверные решения. Кстати, многие политики чётко осознают, что выполнить такие обещания полностью не смогут в любом случае – но продолжают их давать.

Источники выплат

Зададимся вопросом – откуда берутся деньги для выплаты пенсий?

За всех работающих граждан работодатели платят страховые взносы в Пенсионный фонд. Это основной источник доходов фонда. Кроме того, организация получает межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Ключевой вопрос – сколько платят за своих работников работодатели?

По данным Росстата соотношение работающих и пенсионеров в 2016 году в Свердловской области – 1,57. То есть на одного пенсионера приходится менее двух работающих граждан.

Работодатель отчисляет в Пенсионный Фонд 22% от дохода человека (16% идут на страховую пенсию и 6% – на фиксированные выплаты). Если средняя зарплата в области 31 131 рублей, то за счет уплаты в Пенсионный Фонд работающие обеспечивают одному пенсионеру 6 848 рублей. Это и была бы верхняя граница пенсии, если бы такие отчисления были её единственным источником. Но мы с вами знаем, что средний размер страховой пенсий – 13 195 рублей. Необходимые деньги старшее поколение получает за счет перераспределения средств Пенсионного фонда России.

Способы решения

Вопрос: за счёт чего можно увеличить пенсию?

Первый способ – поднять страховые взносы работающих уральцев. Однако для роста пенсии в два раза размер страховых взносов придётся увеличить в три раза. Едва ли кто на это согласится.

Второй способ – поднять зарплату работающим свердловчанам (при прочих равных). Опять же, для роста пенсии в два раза нужно в приказном порядке увеличить размер средней заработной платы с 31 тыс. до 80 тыс. рублей. Это невозможно в принципе. Не привязанный к росту производительности труда рост зарплат запускает бешеную инфляцию, которая «съедает» повышение уровня благосостояния.

Третий способ – в разы увеличить дотацию Пенсионного Фонда из федерального бюджета. Так бы и сделали, будь там дополнительные свободные деньги. Но их просто нет. Государство дотирует фонд настолько, насколько это позволяет экономическая ситуация и действующее законодательство.

Один из реальных способов – прекратить практику выплат «зарплат в конверте», когда работодатель не отчисляет страховые взносы. Борьба с черными зарплатами идёт, но даже если весь бизнес станет рафинированно законным, то это не решает кардинально проблему пенсий из-за существующего дефицита Пенсионного Фонда.

Что же остаётся? Остаётся трудная работа – поднимать реальный сектор экономик, что автоматически приведёт к увеличению пенсий и к появлению дополнительных средств для их выплаты. Именно поэтому прагматичные партии в своих программных документах делают акцент на жизненно важной необходимости развивать отечественное производство.

Возраст выхода

Известно, что сегодня пенсионеры выходят на пенсию в 60 лет (мужчины) и в 55 лет (женщины). За многие годы эти даты стали привычны и вошли в историю жизни каждой семьи. Когда они появились? Оказывается, впервые их установили Постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 1929 года.

С тех пор, разумеется, продолжительность жизни выросла. Лучше стало качество жизни людей. Неизмеримо выросли возможности медицины.

Государство решило поднять возраст выхода на пенсию с 1 января 2017 года, но только для государственных и муниципальных служащих. Каждый год планка будет увеличиваться на полгода – до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин (переходный период закончится для сильного пола к 2026 году, а для слабого – к 2032 году).

Для остальных россиян возраст выхода на пенсию оставили прежним.

Индексация

Пенсии индексируют два раза в год. 2016 год стал исключением. В связи со сложной экономической ситуацией в правительстве приняли решение проиндексировать пенсии только один раз и только на 4%. Принимали его не от «хорошей жизни», а исходя из наличия средств в бюджете.

В следующем 2017 году индексацию пенсий будут проводить по фактической инфляции. С 1 февраля страховые пенсии планируют повысить на 6,5%. Деньги на это уже заложили в бюджет. Вторая индексация будет зависеть опять же от работы экономического комплекса страны.

Кроме того, вместе с январской пенсией пенсионеры (причём сразу всех категорий, что важно) получат дополнительную разовую выплату – сразу 5 тыс. рублей. Это компенсация недостаточной индексации, если хотите, возврат долга 2016 года. Компенсация полноценная – пенсионеры получат больше денег, нежели получили бы при индексации на 12,9%.

По сути, это выполнение плана одной из политических партий, которая предлагала «восстановить с 2017 года индексацию пенсий в полном объеме на уровень инфляции, а в 2016 году рассмотреть возможность проведения доиндексации пенсий с учётом развития экономики».

Позиции политиков

Многие партии сегодня не скупятся на обещания роста пенсий. Так, КПРФ предлагает увеличить их в два раза в течение трёх лет. ЛДПР – законодательно установить социальные пенсии, превышающие размер прожиточного минимума не менее чем в три раза. «Справедливая Россия» сулит доплаты пенсионерам, но при этом приводит странные цифры. Политики утверждают, что «больше половины пенсионеров получают пенсию лишь на уровне прожиточного минимума. Выходя на пенсию, наши граждане получают 36,3% от своего прежнего заработка, в то время как в европейских странах – 60%». «Единороссы», со своей стороны, воздерживаются от обещаний – вместо этого они предлагают приложить все силы, чтобы обеспечить рост экономики, который скажется и на размере пенсий.

Что касается размера пенсий, на самом деле, по официальным данным, на уровне прожиточного минимума пенсии получают менее 10% пенсионеров. Кроме того, в европейских странах как раз принято, что пенсии должны быть на уровне 40% от средней месячной зарплаты. В Свердловской области этот результат даже выше – 42%. Другое дело, что и пенсии и зарплаты в Европе иные, нежели в России. Но это вопрос не пенсионного обеспечения, а работы всей экономики.

Таких несостыковок в политических программах можно найти немало. Так, говорится, что правительство выводит пенсионные деньги на покрытие текущих расходов. На самом деле, объясняют эксперты, пенсионные накопления зафиксированы на лицевых счетах и никуда не выводятся, а средства ПФР идут исключительно на выплату пенсий. Более того – как мы уже знаем, даже дотируются из государственного бюджета.

На выборах 2016 года активно используют ещё одну избирательную технологию, придуманную десять лет назад – агитаторы предлагают представителям старшего поколения провести перерасчёт пенсии (в сторону, разумеется, увеличения). Но упражнения с арифметикой так и останутся упражнениями, вызвав у избирателей ощущение обмана после дня голосования и став ещё одним доводом в пользу тезиса «политика – грязное дело». Столкнувшись с такими агитаторами, можно сообщить о них в полицию, предупредить сотрудников ПФР.

Обещания и критика

Справка
В Свердловской области проживают 1,331 млн пенсионеров. Общая численность жителей региона на 2016 год составляет 4,330 млн человек. Таким образом, пенсионеры составляют почти треть населения области – 31%.
В целом, по словам экспертов, в пенсионных разделах программ политических партий много неграмотных, или даже прямо противоречивых предложений. Кроме того, зачастую партии энергично требуют того, что уже и так зафиксировано в пенсионном законодательстве.

Так, часто можно услышать требование «сделать бюджет социальным». Но как это сделать, если он… уже давно стал таковым? 74% всех средств консолидированного бюджета области идёт на финансирование социальной политики, здравоохранения, образования. Есть ли пределы роста социальных расходов? Одни заявляют, что ограничений нет. Другие открыто признают, что есть, что это – объективный факт, и предлагают развивать промышленность, реальный сектор экономики.

Разница в программных подходах парламентских партий к пенсионным проблемам очевидна. Водораздел идёт по знанию предмета и реалистичности делаемых предложений. Одни делают акцент на проблемах пожилых избирателей, при этом не демонстрируют целостного, а порой и просто грамотного понимания пенсионного законодательства. Самое печальное – обещают невыполнимые в реальной жизни решения. Другие строят свои отношения с избирателями на основе обязательства «не врать и не обманывать», предлагая трудозатратные, но реалистичные решения пенсионных проблем.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах