Инвалид-колясочник преодолела страхи и покорила уже три горные вершины

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. «АиФ-Урал» 24/08/2016
Автор фото: Алексей Заякин / «АиФ-Урал»

На счету девушки, с детства прикованной к инвалидной коляске, уже три восхождения на горные вершины.

ДЦП не приговор

Страшный диагноз «детский церебральный паралич» мог бы прозвучать как приговор для кого угодно, но только не для Татьяны Агаевой, человека с несгибаемой волей. По её словам, активный образ жизни она ведёт, сколько себя помнит. Долгие годы она занималась и фигурным вождением на коляске, и дартсом, и армрестлингом, и тяжёлой атлетикой. Занимала даже призовые места на областных соревнованиях.

Круто изменил её жизнь 2014 год. В России состоялись зимние Олимпийские и Паралимпийские игры. Специально к открытию Паралимпиады в редакции газеты «Карпинский рабочий» совместно с альпинистом Русланом Колуниным родился проект «Газета и альпинист. Преодоление». В рамках проекта собралась группа молодых людей, которые решили покорить одну из вершин Урала – гору Круглица, высшую точку хребта Большой Таганай недалеко от города Златоуст в Челябинской области. С собой в поход альпинисты пригласили Татьяну.

«Цель похода была доказать всем, что инвалид – это не приговор и что люди с ограниченными возможностями могут жить обычной жизнью, – говорит Татьяна. – Когда мне поступило приглашение, то я, конечно же, согласилась, хотя с трудом себе представляла, как мне на коляске удастся взобраться на горную вершину. Посоветовавшись с мамой, я решила рискнуть, хотя было страшновато. Но я всегда мечтала побывать в горах, ведь там совершенно другой воздух и неописуемая красота. Мой муж Василий меня поддержал и отправился вместе со мной, чтобы страховать во время восхождения».

Специально для Татьяны была изготовлена инвалидная коляска с альпинистским снаряжением, которую поставили на лыжи. В день открытия Паралимпийских игр в Сочи команда альпинистов двинулась на покорение вершины.

Во время подъёма в горы Татьяне приходится преодолевать себя.
Во время подъёма в горы Татьяне приходится преодолевать себя. Фото: «АиФ-Урал»/ Фото из личного архива Татьяны Агаевой

«Мы вышли из лагеря рано утром, ещё темно было, – вспоминает Агаева. – Нужно было успеть подняться наверх и к вечеру спустить обратно. Погода в этот день была ужасная. Начался сильный буран. Леденящий ветер сильно завывал вокруг нас. В некоторых местах попадались огромные камни, через которые коляска не могла переехать. Мне приходилось буквально ползти на коленях и на руках. Очень сильно ныли ноги, но я для себя сразу решила, что дойду до верха, пока есть силы, и не сдамся. Руководитель группы, когда увидел мои страдания, предложил вернуться назад, но я сказала, что выдержу. Гора была покорена. Правда, спуститься вниз оказалось ещё сложнее. Мой организм отказывался меня слушаться – руки и ноги жили какой-то своей жизнью. Вернулись в лагерь, который разбили у подножия горы, мы поздней ночью, но главную цель проекта всё же выполнили».

Штурм мировых вершин

Татьяна признаётся, что несколько недель после восхождения приходила в себя. В честь покорения горы ей и мужу были вручены значки «Альпинист России». Эмоции внутри неё буквально зашкаливали, а мечта, к которой она так стремилась, осуществилась. Однако вскоре раздался звонок от Руслана Колунина и новое предложение отправиться в горы.

Вторая вершина, покорённая Татьяной, – гора Качканар. И снова некоторые участки ей приходилось преодолевать на коленях, ползти в специальных наколенниках вверх к своей новой победе.

«Ребятам, конечно, нужно сказать огромное спасибо, – говорит Татьяна. – Снег уже растаял, так что лыжи бы в гору не поехали. Для меня изготовили специальную рычажную коляску высокой проходимости. В тех местах, где и она была бессильна, мужчины подкладывали лаги, и я преодолевала препятствия».

После покорения уральских гор для Агаевой наступила пора штурмовать мировые вершины. Свердловчане отправились в Австралию на гору Косцюшко, высота которой составляет 2228 метров. Деньги на поездку собирали всем миром. Очень помогли карпинские предприниматели и обычные жители города.

«Перелёт на другой континент получился очень напряжённым, – вспоминает Татьяна. – Прилетели в Австралию, а там жара под пятьдесят градусов. Думала, что такую духоту не перенесу, но организм справился. Мы сутки добирались до горы, спали прямо в палатках. Во время подъёма начался сильный ветер, мне дыхания стало не хватать. Началась жажда, но в горах пить не рекомендуется. А ещё коляска пробуксовывала и тянула назад. В общем, надежда была только на свои руки и характер. Самое яркое впечатление, когда покорили гору, – апельсины, которые мы ели на вершине. В этот момент чувствовала себя на седьмом небе от счастья. Я хочу сказать всем, кто находится в сложной жизненной ситуации: не отчаивайтесь, боритесь, и тогда любая ваша мечта осуществится».