aif.ru counter
169

Крест преткновения. Масштабный арт-объект разделил Екатеринбург

О чем договорились Покрас Лампас, «Стенограффия» и православные и действительно ли в нынешнем обществе проявилась гражданская активность – в материале URAL.AIF.RU.

«Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, – бросаем вам дорогу», – цитата Казимира Малевича, вписанная иероглифами в «Супрематический крест» Покраса Лампаса.
«Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, – бросаем вам дорогу», – цитата Казимира Малевича, вписанная иероглифами в «Супрематический крест» Покраса Лампаса. © / Альберт Габсатаров и Дмитрий Бычковский / Предоставлено организаторами

Ставшая знаменитой на всю Россию работа уличного художника из Санкт-Петербурга, выступающего под псевдонимом Покрас Лампас, внезапно разделила общество на два лагеря. Из одного уже начали поступать угрозы и призывы помнить о возмездии. К счастью, пока что на словах.

«Не растопчи»

Толчком для вербального столкновения стала с виду обычная и немногочисленная акция «Не растопчи сердце», устроенная 25 августа православными активистами на площади Первой Пятилетки. Около десятка людей выстроились в футболках с надписями, образовав фразу: «Крест – символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь».

Повод для хеппенинга православные объяснили предельно ясно: нельзя попирать крест, так как он является символом победы над смертью. Речь шла об изображении на площади «Супрематического креста» Казимира Малевича – масштабной работе питерского художника Покраса Лампаса, созданной в рамках фестиваля уличного искусства «Стенограффия 2019». Арт-объект уже попадал в медиапространство в июле этого года, когда его чуть не закатали в асфальт дорожные службы Орджоникидзевского района по... недоразумению районных властей. Именно так попытались объяснить действия рабочих после окрика из резиденции губернатора. Казалось, вопрос урегулировали, работу спасли, а крест решили восстановить. Но в воскресенье личную позицию пришли высказать православные, а тесное общение с представителями «Стенограффии» только усугубило конфликт, и дело дошло даже до конкретных угроз. «Я тоже могу устроить один арт-объект: измажу кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов. Здесь такой будет арт-объект, прозвенит на всю Россию. Я готов сесть в тюрьму», - заявил один из участников акции.

Накал общественного спора сгладил появившийся на месте глава Орджоникидзевского района Роман Кравченко, который пригласил все стороны на диалог в администрацию района в понедельник.

19 июля
крест Покраса Лампаса чуть не закатали в асфальт.

Квазиреальность

В медиасфере на фоне угрожающих заявлений тут же вспомнили о выходке фанатика, завершившейся поджогом в сентябре 2017 года ККТ «Космос» в Екатеринбурге из-за планируемого выхода на широкий экран фильма Алексея Учителя «Матильда». Тогда житель Ирбита въехал на УАЗе во входную группу киноконцертного зала, чудом не погубив людей.

Говоря о том, что в обществе давно наблюдается раскол, эксперты вспоминают и о майских событиях 2019 года, когда в столице Урала прошли акции в защиту сквера на Октябрьской площади. Политолог Анатолий Гагарин уверен, что такие ситуации сегодня неизбежны. «Это закономерная активная реакция представителей православного мира. Процесс сложно остановить. Но в данном случае именно православные становятся объектами провокаций с другой стороны. Если бы не Лампас, то возникло бы что-то другое – любая провокационная визуализация, дискредитирующая РПЦ. Надо констатировать, что пора эту гражданскую активность выводить в новую плоскость – позитивную. Например, найти визуальные образы Святой Екатерины – те срезы, которые помогли бы стать объединяющими символами для горожан», - считает собеседник.

С другой стороны, в последнее время гражданское общество действительно стало более активным – люди готовы высказывать своё мнение, но часто уходят в крайности, а для возникновения конфликта достаточно даже незначительного повода. «Сложно сказать, где золотая середина. Всегда удобно находиться на каком-то одном из полюсов, быть приверженцем озвученной позиции. Сегодня общество переживает серьёзную степень тревожности: скандалы, ругательства, угрозы – ещё несколько лет назад это было незаметно. Складывается ощущение, что образовался дефицит восприятия и адекватной оценки окружающей действительности. Общественное мнение складывается из крайностей и порождает некую квазиреальность. Ни к чему хорошему это не приведёт», - добавляет политолог Александр Пирогов.

Пока что конфликт, возникший из-за внезапной реакции православных на объект уличного искусства, окончательно не исчерпан. Между тем организаторы фестиваля «Стенограффия» заявили, что готовы изменить форму изображения. Как итог: Покрас Лампас пока не летит в столицу Урала восстанавливать работу, но уверен в том, что её необходимо закончить. Другая сторона конфликта вроде как пошла напопятную после заявления «Стенограффии». Но постоянно напоминает о том, что хочет быть услышанной. А в адрес художника продолжают идти отсылки с угрозами.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как обманывают лжеврачи? 9 советов против жуликов в «медицинских» центрах
  2. Шипулин и Смирнов. Как распределились места в политической гонке на Урале?
  3. Сухая осень. Что говорят синоптики о погоде на Среднем Урале?
  4. Климакс: как вернуть яркость ощущений от секса
  5. В доме скопились горы мелочи. Как обменять монеты на бумажные купюры?
  6. Гриппуют все! Что делать, чтобы не заболеть?
  7. Как построить несокрушимую компанию? Семинар Ицхака Адизеса в Екатеринбурге

Самое интересное в регионах
Роскачество