Примерное время чтения: 6 минут
527

Уральская мастерица делает кукол с характером

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. «АиФ-Урал» 25/05/2016
Автор фото: Рада Боженко / «АиФ-Урал»

Какие капризы?

Уральская мастерица Елена Бура точно знает – портретные куклы перенимают черты характера своего прототипа, его личностные и профессиональные особенности. Потому и подход к ним с первой минуты изготовления должен быть индивидуальный. Одна кукла требует к себе уважения на грани почтения, другая нежности, третья не прочь со своим создателем пошутить. А с какой-то можно быть и построже, иначе долго в руках мастера будет капризничать, измотает совсем, прежде чем предстанет во всей своей окончательной красе.

«Я с ними разговариваю, когда делаю, – рассказывает мастер по изготовлению портретных кукол Елена Бура. – Кроме того, у меня есть определённый ритуал, который я соблюдаю, начиная работу. И всё равно они (куклы то есть) порой какой-нибудь фортель выкинут».

Однажды Лена делала на заказ куклу известного в Екатеринбурге хирурга-травматолога. Положила «полуфабрикат» сушиться. Тут супруг с работы пришёл, глянул: «Не похож». Скисла слегка, конечно, но всё же вновь обратила готовую фигуру в массу паперклея. Благо этот материал легко «идёт на попятную». И снова принялась за дело.

«Два дня я его перелепливала. Кажется, всё заканчиваю работу, но смотрю – Виторган вышел. Начинаю всё по новой, глядь – Ленин, – смеётся Елена. – В конце концов, конечно, удалось добиться портретного сходства, но с большим трудом. И потом, раздумывая над этой работой, я поняла. Ведь хирург изо дня в день людей вот так же собирает по частям, заново «вылепливает» после травм. И меня, получается, своей профессии поучил.

Фото: «АиФ-Урал»/ Автор фото: Рада Боженко

А в другой раз Лена мастерила куклу в подарок на юбилей подруги. Дама эта всю жизнь переживала из-за своей красивой, но нестандартной фигуры – одежду было трудно подобрать. И кукла долго к нарядам «придиралась» – и то ей не так, и этак не подходит.

На изготовление особенных приверед Елена может и неделю потратить, а куклы с лёгким характером готовы к своим заказчикам отправляться уже через три-четыре дня. Некоторых своих «детей», отправляя в люди, мастерица больше никогда не видит, о судьбе их ничего не знает. Но многие обладатели своих копий Елене звонят, благодарят, отчитываются о кукольном житье-бытье.

«Однажды подруга, которой я тоже портретную куклу подарила, меня изрядно удивила, – говорит Елена. – Дама она… скажем так, прагматичная. И вдруг рассказывает, что каждое утро, прежде чем на работу уйти, с куклой разговаривает – заметила, что только в этом случае день удачно складывается. Честно говоря, не ожидала от неё этого».

Вполне возможно, что дело всё в том, что каждой кукле Лена дарит крохотный элемент декора – символ удачи. У какой-то на шляпке может оказаться цветок клевера, у другой, например, божья коровка. Не все заказчики эти символы способны «прочесть», ну так ведь это не важно. Главное, мастерица знает, что её «дитя» принесёт человеку счастье.

Где найти себя?

В детстве Лена лепила из пластилина без ума и памяти: фигурки, кукольные посудку, мебель… Повзрослев, как сама говорит, стала искать себя. Богом данный талант, художественное видение, образное мышление, фантазия выплёскивались через край. Требовалось этот поток пустить в устойчивое русло. При архитектурной академии Елена закончила курсы дизайна, серьёзно изучала астрологию, брала уроки живописи, в том числе портретной, долго училась «укрощать» глину.

«Вот смотрите, это моя первая серьёзная работа – глиняная ваза. Тут тоже много символов, колечко, например, – я тогда очень замуж хотела, – рассказывает Елена. – Из глины я много сувениров делала, новогодних в том числе. Первые мои портретные куклы были, кстати, из полимерной глины, но потом стала использовать для их изготовления паперклей – это более лёгкий материал, работая с ним, проще добиться портретного сходства с прототипом.

Фото: «АиФ-Урал»/ Автор фото: Рада Боженко

Пять лет назад, когда Лена начинала осваивать (верней сказать, создавать) технику изготовления портретных кукол, она и не помышляла о каких-то заказах. Дарила их родственникам, близким, друзьям на праздники, дни рождения, свадьбы. Но молва о мастерице распространилась сама собой, и оригинальные подарки стали заказывать совершенно посторонние люди.

Создать образ незнакомого человека, конечно, сложнее. Своих-то знаешь как облупленных. Характер, привычки, увлечения, черты лица, особенности внешности в памяти воспроизвести не сложно. Другое дело – добиться портретного сходства с человеком, которого видела только на фотографиях. Их Лена просит прислать заказчика как можно больше, чтобы разглядеть человека в разных ракурсах. Ну и конечно, старается узнать о человеке что-нибудь характерное только для него. Собрав информацию, обговаривает с заказчиком образ, нередко сама предлагает его. «Не так давно мне заказали куклу на юбилей одной даме, – рассказывает мастерица. – Она на фотографиях всегда безупречно подтянутая, статная, царственная. Само собой пришло на ум – королева Елизавета! Такой я её и создала. Близкие потом восхищались, как точно я образ подобрала».

Сегодня Елена Бура говорит, что поиски себя увенчались успехом. Теперь остаётся только совершенствоваться и осваивать новые техники. В планах – научиться делать коллекционных фарфоровых кукол. Только для этого мастерской в городской квартире мало, нужны особые условия. Фарфоровая мастерская уже запланирована в будущем загородном доме, в том, что пока только на её картине. Но так ведь визуализация мечты – уже существенный шаг к её осуществлению.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах