aif.ru counter
1553

Закипевший Дегтярск. Репортаж из отравленного города

В городе-спутнике столицы Урала, прославившемся массовыми акциями протеста, кризис власти.

Автор фото: Алексей Смирнов / «АиФ-Урал»

Маленький шахтёрский городок Дегтярск уже давно стал горячей точкой на карте Свердловской области. Экологические акции протеста, собиравшие более тысячи горожан, вылились в настоящую политическую войну и почти привели к смене власти. Однако проблемы в городе гораздо глубже, чем «раздрай» в политических элитах….

Назад в СССР

Когда первый раз попадаешь в Дегтярск, возникает ощущение, что вернулся во времена СССР. Все дома – советской постройки, хрущёвки и небольшие двух- и трёхэтажные особнячки. Продуктовый магазин здесь так и называется – «Продовольственный», а дворец культуры – «Дворец культуры». Прямо напротив местной администрации пенсионеры с лотков торгуют валенками и мёдом. Впечатление «совка» усугубляет величественное мозаичное панно с изображением Ленина на центральной площади и стенд «Почётные граждане Дегтярска». 

Главная достопримечательность Дегтярска.
Главная достопримечательность Дегтярска. Фото: «АиФ-Урал»/ Автор фото: Алексей Смирнов

Когда-то, в 1959 году, город посетил будущий президент США Ричард Никсон, чьи родители в 30-х годах прошлого века работали здесь на медном руднике, взятом в концессию американской фирмой. По слухам, он активно общался с местными жителями. Позднее Дегтярск прославился тем, что почти над ним был сбит американский шпион Пауэрс. Параллельно советские ПВО случайно «подстрелили» МиГ-19, пилотируемый старшим лейтенантом Сергеем Сафроновым. Советский лётчик мог катапультироваться, но тогда бы машина упала на многотысячную первомайскую демонстрацию. Ценою своей жизни пилот сумел отвести машину за город…

Памятник герою-лётчику Сафронову. Справа от монумента – хвост от его подбитой машины.
Памятник герою-лётчику Сафронову. Справа от монумента – хвост от его подбитой машины. Фото: «АиФ-Урал»/ Автор фото: Алексей Смирнов

Показательно, что днём в Дегтярске на улицах очень мало прохожих. Как пояснила местная пенсионерка Елена Георгиевна, часть горожан в это время уезжает на работу в Екатеринбург, Ревду, Первоуральск, Верхнюю Пышму. В самом Дегтярске предприятий немного. В лучшие годы количество жителей составляло 28 тысяч человек, сегодня едва наберётся 16 тысяч. На улицах довольно чисто и очень тихо. Даже не верится, что ещё недавно здесь бушевали акции протеста, собирающие до полутора тысяч горожан…

Методы 90-х

«АиФ-Урал» неоднократно рассказывал про борьбу местных жителей против постройки сурьмяного завода. Митинги следовали один за другим, а методы войны напоминали 90-е. На общественные слушания подвозились «братки» из Екатеринбурга, активистам жгли машины, а в квартиры им бросали бутылки с горючей смесью.

Сегодня место, на котором должны были строить сурьмяной завод, представляет собой заснеженный пустырь, огороженный бетонным забором. Под боком замороженной стройки продолжает работать фермерское хозяйство, чуть поодаль стоят дома дачников.

Сегодня на месте «замороженного» сурьмяного завода большой заснеженный пустырь.
Сегодня на месте «замороженного» сурьмяного завода большой заснеженный пустырь. Фото: «АиФ-Урал»/ Автор фото: Алексей Смирнов

Но проблемы экологии остались.

Фактически в самом центре Дегтярска продолжает работать свинцовый завод, добывающий из автомобильных аккумуляторов тяжелый металл. Про это производство рассказывают страшные вещи. Якобы из местных жителей там работают только охранники, остальной персонал – трудовые мигранты. Но и они на заводе, как правило, не задерживаются. «Поработав полгода, гастарбайтеры начинают «пИсать кровью», после чего спешно уезжают, – рассказывает Даниэль Марголис, эколог, председатель организации «Гражданин Урала». – Завод работает без лицензии, однако это не мешает ему дымить круглые сутки, портить городскую среду и подрывать здоровье горожан…»

Незаконный свинцовый завод продолжает отравлять город.
Незаконный свинцовый завод продолжает отравлять город. Фото: «АиФ-Урал»/ Автор фото: Алексей Смирнов

Люди выживают

«Проблемы Дегтярска не ограничиваются одной лишь экологией и не сводятся к политике, – уверена Ольга Хисамова, глава местной думы. – Жители бьются за своё выживание, за нормальную жизнь. У нас разрушено коммунальное хозяйство, четвёртый год подряд срывается отопительный сезон, из кранов течёт некачественная вода. Совокупный долг бюджета и МУПов огромен. Недавно администрации был выставлен исполнительный лист на 160 млн рублей. Задолженность «Водоканала» – 30 млн, теплоснабжающей компании – 25 млн…»

Вообще ЖКХ Дегтярска вызывает у горожан гораздо больше жалоб, нежели экологические коллапсы. «В декабре, в лютые морозы, у нас температура в квартире не поднималась выше 10 градусов, – сетует молодая мама Вера Михалёва. – Вот это – настоящий беспредел! А счета за отопление приходят не маленькие…»

Кстати сказать, в этом году в городе были построены две новые котельные, но работают они, по словам жителей, из рук вон плохо. Не случайно, город был подключён к теплу одним из последних в регионе. Помимо этого, в Дегтярске уже сейчас готов бастовать местный «Водоканал», находящийся в состоянии банкротства. Люди с ноября прошлого года не получают зарплату. При этом за четыре года там сменилось более десятка директоров.

На улицах Дегтярска днём необычно мало людей.
На улицах Дегтярска днём необычно мало людей. Фото: «АиФ-Урал»/ Автор фото: Алексей Смирнов

Отдельная «тема» – общественный транспорт и освещение. Сегодня по улицам ходит только один (!) автобус, который постоянно ломается. Межгород, по счастью, работает, но автовокзал находится на окраине, чтобы добраться до него, люди вынуждены брать такси. На руководство местного транспортного предприятия был возбуждён ряд уголовных дел, которыми сейчас занимается следственный комитет и прокуратура.

Многие улицы в городе с наступлением вечера полностью погружаются во тьму, и дети, возвращаясь из школы, вынуждены носить с собой фонарики. А накануне Нового года из-за аварии около 2 тысяч горожан на несколько часов лишились электричества…

Последний шанс?

Между тем, представители новой команды, пришедшей работать в гордуму, считают, что перспективы у города есть. Близость к Екатеринбургу, налаженное сообщение между городами, красивая природа, земля, леса и водоёмы, наличие трудовых ресурсов – всё это в проекте может сделать из Дегтярска прекрасный санаторный комплекс. В планах – построить лыжероллерную трассу мирового уровня, оборудовать пляжи, развивать конный туризм, логистику и деревообработку.

Вот только исполняющий обязанности главы Дегтярска, которого сегодня обвиняют во всех городских бедах, называет все эти планы «маниловщиной» и утверждает, что город лишили «последнего шанса».

И.о. главы города Игорь Бусахин: «Дегтярск много десятилетий был шахтёрским городом».
И.о. главы города Игорь Бусахин: «Дегтярск много десятилетий был шахтёрским городом». Фото: «АиФ-Урал»/ Автор фото: Алексей Смирнов

«Основной доход города – это налог на доходы физических лиц, – поясняет Игорь Бусахин, и.о. главы Дегтярска. – Средняя декларируемая зарплата Национальной сурьмяной компании была 40 тысяч рублей, для нашего города - очень даже неплохо. На первом этапе они хотели создать 200 рабочих мест. Это значит 12,4 млн ежегодно поступало бы в бюджет, а 600 человек (включая жён и детей сотрудников) были бы материально обеспечены. НСК могла бы стать точкой роста города, но народ был политически «заряжен», причём заряжен искусственно. Приезжали академики, представители правительства, но им даже слова не дали сказать. Хотя все, подчёркиваю – все экологические проблемы были решаемы. Обострилась политическая составляющая, начались санкции, поменялся курс рубля по отношению к доллару и евро.

В результате строительство было приостановлено, и перспективы его весьма туманны. Поймите, я не держусь конкретно за сурьмяное или свинцовое производство, я держусь за привлечение инвесторов и создание рабочих мест. Если у новой команды что-то получится – флаг им в руки. Но у меня вся их деятельность вызывает большие сомнения…»

Типичный образец архитектуры Дегтярска.
Типичный образец архитектуры Дегтярска. Фото: «АиФ-Урал»/ Автор фото: Алексей Смирнов

Выборы провалились

Впрочем, о победе новой команды, которая готова взять власть в городе в свои руки, говорить пока рановато. Конкурс на пост главы городского округа Дегтярск накануне, 24 января, был признан несостоявшимся. Конкурсная комиссия решила, что у кандидатов недостаточно профессиональных качеств, чтобы занять эту должность. 

Изначально заявки на участие в конкурсе подали 8 человек, в том числе и.о. главы Дегтярска Игорь Бусахин, позднее снявший свою кандидатуру. В комиссию входили четыре представителя администрации губернатора Свердловской области и четыре представителя общественности, утвержденные местной думой.

В результате второго этапа 10 января лидерами стали Наталья Кузнецова, набравшая 488 баллов, Татьяна Васильева (466 баллов) и Валерий Малыгин (426 баллов). «Кандидаты Кузнецова и Васильева не только показали высокий уровень квалификации, опыта и знаний положения дел в Дегтярске, но и пользуются уважением и поддержкой населения», – заявил в тот день Виктор Гриднев, член местной общественной палаты. Тем не менее, члены комиссии не смогли прийти к единому мнению и объявили перерыв. Кое-кто заявил, что слабый пол якобы не способен справиться с таким сложным хозяйством, как Дегтярск, хотя и согласился, что женщины менее склонны к коррупции, чем мужчины.

Дворец культуры - предмет гордости горожан.
Дворец культуры - предмет гордости горожан. Фото: «АиФ-Урал»/ Автор фото: Алексей Смирнов

В конце концов выборы главы города провалились, хотя представители местного парламента не согласны с выводами комиссии. «Конкурс проходил полностью в соответствии с законодательством, – считает Ольга Хисамова. – Почему губернаторская комиссия, используя право решающего голоса, признала его несостоявшимся – нам не понятно». Решение о новом конкурсе будет принимать дума Дегтярска.

Как видим, кризисы – экологический, политический и экономический – охватили город со всех сторон. Сможет ли Дегтярск преодолеть их? Время покажет…

Кстати
Этим материалом «АиФ-Урал» открывает новую газетную рубрику «Провинция». На её страницах мы будем освящать наиболее злободневные проблемы уральской глубинки.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Игорь
    |
    21:55
    10.03.2017
    0
    +
    -
    Особенно хорош в дегтярске общественный транспорт, как Вы его называете Межгород. Зимой в 5 часов утра да и вечером тоже надо тащиться за два километра, через весь город, на автобусную станцию в 30 градусный мороз, по проезжей части неосвещённой улицы, уворачиваясь от встречных машин. Ибо через центр автотранспорт не ходит, чтоб водители не кого не подсаживали и не брали оплату себе. Вообще шедевр управленческой мысли! А сами автобусы, такое ощущение что на свалке собирали. Есть правда один - два более менее но они редкость.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как обманывают лжеврачи? 9 советов против жуликов в «медицинских» центрах
  2. Шипулин и Смирнов. Как распределились места в политической гонке на Урале?
  3. Сухая осень. Что говорят синоптики о погоде на Среднем Урале?
  4. Климакс: как вернуть яркость ощущений от секса
  5. В доме скопились горы мелочи. Как обменять монеты на бумажные купюры?
  6. Гриппуют все! Что делать, чтобы не заболеть?
  7. Как построить несокрушимую компанию? Семинар Ицхака Адизеса в Екатеринбурге

Самое интересное в регионах
Роскачество