Примерное время чтения: 8 минут
7358

Тайна аэродрома Салка. Объект, убивший группу Дятлова, летел из Тагила?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. «АиФ-Урал» 31/05/2023

Объект, ставший причиной гибели группы Игоря Дятлова на Северном Урале в феврале 1959 года, мог прилететь из-под Нижнего Тагила. Об этом «АиФ» сообщил участник поисков туристов, мастер спорта, заслуженный путешественник России, кандидат технических наук Владислав Карелин. Подробности – в материале ural.aif.ru.

«А это не вас ищут?»

Владислав Карелин окончил физико-технический факультет УПИ ещё в 1956 году. В то время он уже много лет ходил в походы высшей категории сложности, был членом маршрутной комиссии вузовского спортклуба.

«С Игорем Дятловым я встречался два раза, - рассказал Владислав Георгиевич. – Тогда студенты Уральского политехнического института массово увлекались туризмом. В начале января 1959 года у нас на комиссии появился Дятлов и принёс заявочную книжку для похода на Северный Урал. А у нас уже была укомплектована группа, которая собиралась в тот же район, но в 50 км южнее. Игорь был очень целеустремлённым человеком, досконально проработал маршрут. Через несколько дней он пришёл ко мне домой, мы всё обсудили и договорились, что после похода встретимся с ними на Северном Урале…

В конце февраля, завершив свой поход, мы сидели в столовой в городе Серове, и к нам подошёл местный житель. Он спросил: «А это не вас ищут?» Мы удивились, позвонили в Свердловск, и тут выяснилось: пропала группа Дятлова. Мы сразу же, не возвращаясь домой, отправились на поиски ребят. Сначала, 26 февраля, вместе с руководителем поисков Евгением Масленниковым облетели территорию на самолёте, но ничего существенного не заметили. Однако в тот же день пришла радиограмма, что найдена палатка дятловцев, и мы первым же вертолётом вылетели в район горы Холатчахль.

На месте нас встретили поисковики из группы Бориса Слобцова и показали кедр, под которым лежали два тела. Как потом выяснилось, это были Юрий Дорошенко и Юрий Кривонищенко. Я запомнил, что снега там было очень мало, трупы были чуть-чуть припорошены. Именно тогда был сделан единственный снимок, показывающий изначальное положение тел, когда их ещё не двигали…»

Тела Юрия Дорошенко и Юрия Кривонищенко стали первой страшной находкой поисковиков.
Тела Юрия Дорошенко и Юрия Кривонищенко стали первой страшной находкой поисковиков. Фото: Из архива

Фатальная ошибка группы

Уже 28 февраля Карелин участвовал в разборе и исследовании палатки погибших туристов. По его словам, они доставали вещи дятловцев, но никакой описи предметов не вели. На тот момент передний конёк палатки стоял твёрдо, а противоположная её часть была повалена, в задней стенке имелись разрезы. Но он не исключает, что изначальное положение конструкции могло быть нарушено поисковой группой Слобцова, который первым её обнаружил.

«Никаких ограничений со стороны властей и силовиков не было, мы с Масленниковым спокойно поднимались на вершину горы Холатчахль, передвигались свободно по всей территории поисков, - вспоминает Владислав Георгиевич. – После ужина в большой армейской палатке обсуждали события прошедшего дня. Когда прибыл следователь Лев Иванов, он активно общался с нами, всё время задавал вопросы. Я уже тогда заявил, что на месте группы Дятлова никогда бы не поставил палатку в этом месте. При любой, даже самой страшной буре я бы спустился вниз, до ближайшего леса. Тем более что идти там 15-20 минут. По моему твёрдому убеждению, Дятлов совершил фатальную ошибку, установив палатку на открытом склоне горы».

Владислав Карелин участвовал в поиске погибших туристов с 26 февраля по 10 марта 1959 года.
Владислав Карелин участвовал в поиске погибших туристов с 26 февраля по 10 марта 1959 года. Фото: Из архива

Что касается многочисленных травм на телах туристов, то Карелин полагает, что они были получены естественным путём: «Склон в том месте необычный, очень скользкий, покрыт коркой льда, из которого торчат плоские и острые камни. Там целых три таких опасных гряды. Во время поисков мы постоянно поскальзывались и падали, и это было днём. А дятловцы спускались в темноте, ночью, возможно, в панике, когда опасность покалечиться возрастает в разы…»

Особо секретный

17 февраля 1959 года Карелин и его товарищи видели в небе светящийся шар. Кроме того, такие шары в те дни наблюдали в районах Нижнего Тагила и Новой Ляли. О них говорили геолог Эдуард Ходорченко, работавший недалеко от места гибели туристов, вольнонаёмный нормировщик Ивдельлага Яков Петерс, военнослужащие в Ивделе и много других очевидцев. Причём НЛО постоянно меняли направление движения.

«Я убеждён, что трагедия группы Дятлова имеет исключительно техногенный характер, - говорит Владислав Георгиевич. – Причиной смерти туристов стал какой-то летающий объект – ракета, самолёт, экспериментальный боеприпас или что-то в этом роде. Была авария, тепловое, химическое или иное воздействие заставило ребят покинуть палатку, и они погибли – либо от переохлаждения, либо от травм, полученных во время спуска».

В поисках туристов участвовали солдаты, спортсмены и студенты УПИ.
Прочёсывая местность, солдаты, спортсмены и студенты УПИ пробивали щупами снег, за день проходили примерно триста метров. Фото: Из личного архива

Однако, по мнению Карелина, гибельный объект прилетел отнюдь не из дальних регионов СССР. Это был не Байконур, не Капустин Яр, не Плесецк и не посёлок Полярный, а площадка, расположенная у нас в Свердловской области! Речь идёт об особо секретном аэродроме Салка, который расположен под Нижним Тагилом.

В исследованиях трагедии Дятлова Салка почти не фигурирует, а между тем там действительно много десятилетий проводились испытания летательных аппаратов. С 1953 на этой площадке базировался полк ПВО, на вооружении которого стояли истребители МиГ-23 и истребители-перехватчики Су-9. А в 1959 году там была создана база для испытания авиационных боеприпасов и систем вооружения (п/я А-3628). Её авиапарк был огромен и включал самые различные марки машин, включая боевые и транспортные самолёты и вертолёты.

В открытых источниках есть информация о полутора десятках катастроф и аварий, связанных с аэродромом Салка (более половины – с гибелью лётчиков). Но все они имели место с конца 60-х по 1996 годы. Никаких данных о более ранней работе площадки в открытом доступе нет.

Между тем площадка действует до сих пор. В 2005 году с баланса Минобороны РФ Салка была передана в собственность ФКП «НТИИМ» и получила статус аэродрома экспериментальной авиации. Интересно, что уже несколько лет ведутся разговоры о том, чтобы сделать её гражданским аэропортом. В прошлом году жители Нижнего Тагила предложили главе города Влади­славу Пинаеву реализовать эту идею, но получили отказ.

«Салка принадлежит Нижнетагильскому институту испытания металлов, - сказал градоначальник. – Аэродром находится в рабочем состоянии, всё необходимое навигационное оборудование, взлётно-посадочная полоса там есть. Но это не городской объект, и как гражданский аэропорт он работать не будет. Во всяком случае говорить об этом пока рано…»

Кстати
Девять уральских туристов погибли в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года в окрестностях горы Холатчахль (на языке манси – Гора мертвецов). Когда в условленное время они не вышли на связь, начались поиски. 26 февраля была обнаружена пустая палатка с разрезанной стенкой, а позднее – трупы всех участников похода в радиусе 1 км вокруг неё. Тайну их гибели уже много десятилетий пытаются разгадать исследователи во всём мире.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах