421

Уральская Лениниана. Вождь мирового пролетариата живёт в каждом из нас

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. «АиФ-Урал» 22/04/2020
Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

На этой неделе исполняется 150 лет со дня рождения Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Какими историческими нитями связан Средний Урал с вождём мирового пролетариата – в теме номера «АиФ-Урал».

Поводы обижаться у Ленина были

Вообще-то у Ильича была масса поводов обижаться на Екатеринбург, потому что наш город сыграл роковую роль не только в судьбе семьи Романовых, но и в судьбе двух его родственников по материнской линии.

Именно здесь в январе 1918 года был убит двоюродный брат Ленина – кадет Виктор Ардашев. Он работал нотариусом в Верхотурье, и когда в городе начались волнения, его привезли в столицу Урала, где и застрелили «при попытке к бегству». Странно только, что входные отверстия от пуль почему-то оказались во лбу и в груди.

Позднее у нас также казнили двоюродного племянника вождя – Георгия Ардашева, возглавлявшего красный эскадрон в Екатеринбурге. Летом 1918 года его отряд кинули на подавление антибольшевистского мятежа на Верх-Исетском заводе. Но кавалеристы отказались рубить солдат и рабочих и вроде как даже перешли на их сторону. В результате в тот же вечер Георгий был расстрелян за «измену революции».

Начало культа вождя

В 1919 году пламенная уральская революционерка Серафима Дерябина написала пьесу «На заре нового мира». Поэт Владимир Маяковский назвал её творчество «макулатурой», однако через год «Госиздат» выпустил пьесу тиражом в 100 тысяч экземпляров! Правда, среди её персонажей Ленина нет. Но на обложке сразу под названием книги читаем: «Горячо любимому дедушке Ильичу посвящает внучка».

Посвящение более чем необычное: Дерябина была знакома с Лениным, но по возрасту годилась ему максимум в дочери, она была младше его всего на 18 лет.

«Пьесу Серафимы Ивановны можно считать одной из первых в корпусе книг, посвящённых вождю мирового пролетариата, – поясняет кандидат исторических наук Ольга Морева. – Важно, что она была написана при жизни Ленина, когда Петроград ещё не стал Ленинградом и ни о каком культе личности речи быть не могло. Получается, что она предвидела позднейшее обожание, появление октябрят («внучат Ильича») и всё, что с этим связано. Посвящение, сделанное уральской революционеркой, послужило началом культа вождя!»

Память и памятники

За годы советской эпохи на Урале воздвигли много памятников Ленину. Согласно ресурсу www.leninstatues.ru , где увековечены все монументы вождю, когда-либо установленные в России и в мире, в Свердловской области их было 134. Правда, часть статуй уничтожили в бурные 90-е (но, как утверждают исследователи, не более 15%).

Были демонтированы или взорваны памятники в Кушве, Тавде, Берёзовском. Кое-где их пытались снести, но потом восстановили (Первоуральск), а кое-где снесли, но затем заменили монументом попроще (Богданович). Сегодня нешуточные баталии разыгрываются вокруг памятника Ильичу в Ревде, однако пока коммунисты и симпатизирующие им горожане держат оборону.

Кстати, чудеса толерантности проявили в этом отношении жители и власти Ирбита. Возможно, это единственный город, где на одной площади, бок о бок, стоят памятники Екатерине II и Владимиру Ленину и совсем не мешают друг другу.

Свобода и Ванька Голый

Самый главный памятник вождю на Урале установлен, несомненно, на площади 1905 года в Екатеринбурге. Мало того, что сама площадь за всю свою историю пять раз меняла своё название, монументы на ней в своё время также менялись как перчатки.

Так, в 1906 году был установлен император Александр II (Освободитель), но грянула Февральская революция, и горожане снесли царя.

Постамент при этом благоразумно сохранили, водрузив на него Статую Свободы – очень похожую на американскую. Но Свобода простояла недолго: когда к власти пришли большевики, они её демонтировали и установили на пьедестале голову Карла Маркса.

Однако маленькая голова бородатого классика смотрелась на большом и роскошном постаменте как-то нелепо, поэтому её перенесли на Вознесенскую горку, а на её месте появился памятник «Освобожденному труду» знаменитого скульптора Степана Эрьзи. Он представлял собой полностью обнажённого пролетария, не случайно в народе его прозвали Ванька Голый.

памятники на главной площади Екатеринбурга
Памятники на главной площади Екатеринбурга Фото: «АиФ-Урал»

Увы, но и этот монумент был в конечном итоге убран (по легенде, его утопили в Городском пруду). Спустя три года после Великой Отечественной на площади появился Иосиф Сталин, простоявший там до 1953 года.

Только в 1957 году был установлен Ильич – тот, которого мы можем ежедневно наблюдать из окон редакции «АиФ-Урал». Сколько ему суждено стоять – один Бог ведает, ибо История – дама капризная.

«Мы до сих пор относимся к Ленину с позиций коммунизма или антикоммунизма, но, полагаю, отношение это пора менять, – считает научный сотрудник музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков. – К фигуре вождя необходимо относиться спокойно, беспристрастно, без эмоций, как к любой крупной исторической личности. Покажется парадоксальным, но памятники Ленину не имеют сегодня к самому Ленину никакого отношения, они продукт той эпохи, и не более того. В Свердловской области их всё ещё очень много, некоторые имеют художественную ценность, другие представляют собой «клише». То же самое касается мумии Ильича в мавзолее. Это крутой, интересный артефакт своего времени, но ему не нужно придавать сакрального значения. От самого вождя в мумии мало что осталось. Полагаю, что современную молодёжь она смешит, и с годами это непонимание будет расти».

«Все мы немного Ленины»

Андрей Титов, режиссёр-документалист:

– К Владимиру Ильичу, на мой взгляд, следует относиться как к исторической личности, которую «не обогнуть, не объехать». Как Наполеон определил течение XIX века, так Ленин сделал прошлое столетие.

Последствия его деятельности очень неоднозначные и неоднородные. Это небывалые ранее социальные гарантии, гигантские стройки и научные открытия и, одновременно, деревенская нищета, барачно-коммунальное бытие. Этот разрыв до сих пор живёт в нас. Перефразируя Маяковского, «все мы немного Ленины».

Начало XX века было временем «несомневающихся». Ленин был первым среди них, у него были все свойства танка, который не отступает перед преградами. Кровь, жертвы, слом традиций – его ничто не смущало. Победить в гражданской междоусобице мог только человек, для которого любая жертва была оправданна, если приближала к заветной цели.

Люди, чьими усилиями была заварена каша 1917 года (князь Львов, Керенский, Милюков), на это были не способны. Они метались, рефлексировали. А Ленин был «архи-не-интеллигентом», потому и победил.

Пару лет назад и именно 22 апреля я посетил Ленинский мемориальный комплекс в Ульяновске. Всё было дико не обустроено: здания ветшают, плитка отваливается, скользко. Посетителей меньше, чем сотрудниц музея, большинство экскурсантов – китайцы. Фотографирующиеся свадьбы предлагают безответному изваянию Ильича выпить на брудершафт.

Ощущение забвения, когда наш опыт – не нами востребован. Пугает в этом случае одно: забывая свою историю, мы вновь рискуем её повторить. Мучительный поиск старых граблей на новый лад.

Я не поклонник старинной русской забавы – войны с памятниками и наименованиями, когда каждое новое политическое веяние пытается смести, устранить следы прежней эпохи. В этих попытках я как раз и вижу ленинизм, ленинский подход к делу.

Но гораздо проще вынести Ленина из мавзолея, чем вычистить его из себя! Легче с комсомольским азартом сносить памятники советской эпохи, чем перестать быть комсомольцем в своих намерениях и поступках. Для меня главное наследие Ленина – это нетерпимость в каждом из нас. Борьба с ним начинается с умения выслушать другого, без яростного желания дать ему в морду.

Ульяновск. Скульптуры советской эпохи.
Ульяновск. Скульптуры советской эпохи. Фото: предоставлено собеседником «АиФ-Урал»/ Андрей Титов

Прагматик со стальной волей

Леонид Быков, профессор УрФУ, доктор филологических наук:

– Мы часто воспринимаем исторических деятелей как современных политиков: близких нам всецело поддерживаем, чуждых – на дух не переносим. Но прошлое не в состоянии переписать даже наша Государственная Дума! И Ленина не только из отечественной, а из мировой истории не вычеркнешь.

Чем он взял, этот прагматик со стальной волей и незаурядным интеллектом, чьё имя какое-то время склонял весь мир, причём едва ли не половина – с восторгом? Он добивался власти и добился её, но она не была для него целью. Цель была сколь масштабная, столь и утопичная. Она называлась: новый мир и новый человек. Поэтому всё старое – и законы, и люди – стало расходным материалом.

В результате котлован под фундамент этой гигантской утопии, что запечатлел писатель Андрей Платонов, поглотил, как могила, не один миллион наших сограждан.

Уроки истории бывают жестокими. Вождю размножили по стране памятники, а его мумия выставлена для поклонения на главной площади столицы. Люди в возрасте к этому привыкли и не представляют городское пространство и своё сознание без мавзолея и этих монументов.

Но если всё-таки думать о будущем, тело, само собой, надо похоронить, а из памятников оставить лишь те, что сохраняют, подобно памятнику Свердлову в Екатеринбурге, художественную выразительность. Таковых в городах Урала я что-то не припомню. Кстати, Александр Твардовский в своё время написал стихотворение - «Дробится рваный цоколь монумента…» Там в четырёх строфах есть ответ на все вопросы по данной теме.

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах