555

Уральская Лениниана. Вождь мирового пролетариата живёт в каждом из нас

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. «АиФ-Урал» 22/04/2020
Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

На этой неделе исполняется 150 лет со дня рождения Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Какими историческими нитями связан Средний Урал с вождём мирового пролетариата – в теме номера «АиФ-Урал».

Поводы обижаться у Ленина были

Вообще-то у Ильича была масса поводов обижаться на Екатеринбург, потому что наш город сыграл роковую роль не только в судьбе семьи Романовых, но и в судьбе двух его родственников по материнской линии.

Именно здесь в январе 1918 года был убит двоюродный брат Ленина – кадет Виктор Ардашев. Он работал нотариусом в Верхотурье, и когда в городе начались волнения, его привезли в столицу Урала, где и застрелили «при попытке к бегству». Странно только, что входные отверстия от пуль почему-то оказались во лбу и в груди.

Позднее у нас также казнили двоюродного племянника вождя – Георгия Ардашева, возглавлявшего красный эскадрон в Екатеринбурге. Летом 1918 года его отряд кинули на подавление антибольшевистского мятежа на Верх-Исетском заводе. Но кавалеристы отказались рубить солдат и рабочих и вроде как даже перешли на их сторону. В результате в тот же вечер Георгий был расстрелян за «измену революции».

Начало культа вождя

В 1919 году пламенная уральская революционерка Серафима Дерябина написала пьесу «На заре нового мира». Поэт Владимир Маяковский назвал её творчество «макулатурой», однако через год «Госиздат» выпустил пьесу тиражом в 100 тысяч экземпляров! Правда, среди её персонажей Ленина нет. Но на обложке сразу под названием книги читаем: «Горячо любимому дедушке Ильичу посвящает внучка».

Посвящение более чем необычное: Дерябина была знакома с Лениным, но по возрасту годилась ему максимум в дочери, она была младше его всего на 18 лет.

«Пьесу Серафимы Ивановны можно считать одной из первых в корпусе книг, посвящённых вождю мирового пролетариата, – поясняет кандидат исторических наук Ольга Морева. – Важно, что она была написана при жизни Ленина, когда Петроград ещё не стал Ленинградом и ни о каком культе личности речи быть не могло. Получается, что она предвидела позднейшее обожание, появление октябрят («внучат Ильича») и всё, что с этим связано. Посвящение, сделанное уральской революционеркой, послужило началом культа вождя!»

Память и памятники

За годы советской эпохи на Урале воздвигли много памятников Ленину. Согласно ресурсу www.leninstatues.ru , где увековечены все монументы вождю, когда-либо установленные в России и в мире, в Свердловской области их было 134. Правда, часть статуй уничтожили в бурные 90-е (но, как утверждают исследователи, не более 15%).

Были демонтированы или взорваны памятники в Кушве, Тавде, Берёзовском. Кое-где их пытались снести, но потом восстановили (Первоуральск), а кое-где снесли, но затем заменили монументом попроще (Богданович). Сегодня нешуточные баталии разыгрываются вокруг памятника Ильичу в Ревде, однако пока коммунисты и симпатизирующие им горожане держат оборону.

Кстати, чудеса толерантности проявили в этом отношении жители и власти Ирбита. Возможно, это единственный город, где на одной площади, бок о бок, стоят памятники Екатерине II и Владимиру Ленину и совсем не мешают друг другу.

Свобода и Ванька Голый

Самый главный памятник вождю на Урале установлен, несомненно, на площади 1905 года в Екатеринбурге. Мало того, что сама площадь за всю свою историю пять раз меняла своё название, монументы на ней в своё время также менялись как перчатки.

Так, в 1906 году был установлен император Александр II (Освободитель), но грянула Февральская революция, и горожане снесли царя.

Постамент при этом благоразумно сохранили, водрузив на него Статую Свободы – очень похожую на американскую. Но Свобода простояла недолго: когда к власти пришли большевики, они её демонтировали и установили на пьедестале голову Карла Маркса.

Однако маленькая голова бородатого классика смотрелась на большом и роскошном постаменте как-то нелепо, поэтому её перенесли на Вознесенскую горку, а на её месте появился памятник «Освобожденному труду» знаменитого скульптора Степана Эрьзи. Он представлял собой полностью обнажённого пролетария, не случайно в народе его прозвали Ванька Голый.

памятники на главной площади Екатеринбурга
Памятники на главной площади Екатеринбурга Фото: «АиФ-Урал»

Увы, но и этот монумент был в конечном итоге убран (по легенде, его утопили в Городском пруду). Спустя три года после Великой Отечественной на площади появился Иосиф Сталин, простоявший там до 1953 года.

Только в 1957 году был установлен Ильич – тот, которого мы можем ежедневно наблюдать из окон редакции «АиФ-Урал». Сколько ему суждено стоять – один Бог ведает, ибо История – дама капризная.

«Мы до сих пор относимся к Ленину с позиций коммунизма или антикоммунизма, но, полагаю, отношение это пора менять, – считает научный сотрудник музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков. – К фигуре вождя необходимо относиться спокойно, беспристрастно, без эмоций, как к любой крупной исторической личности. Покажется парадоксальным, но памятники Ленину не имеют сегодня к самому Ленину никакого отношения, они продукт той эпохи, и не более того. В Свердловской области их всё ещё очень много, некоторые имеют художественную ценность, другие представляют собой «клише». То же самое касается мумии Ильича в мавзолее. Это крутой, интересный артефакт своего времени, но ему не нужно придавать сакрального значения. От самого вождя в мумии мало что осталось. Полагаю, что современную молодёжь она смешит, и с годами это непонимание будет расти».

«Все мы немного Ленины»

Андрей Титов, режиссёр-документалист:

– К Владимиру Ильичу, на мой взгляд, следует относиться как к исторической личности, которую «не обогнуть, не объехать». Как Наполеон определил течение XIX века, так Ленин сделал прошлое столетие.

Последствия его деятельности очень неоднозначные и неоднородные. Это небывалые ранее социальные гарантии, гигантские стройки и научные открытия и, одновременно, деревенская нищета, барачно-коммунальное бытие. Этот разрыв до сих пор живёт в нас. Перефразируя Маяковского, «все мы немного Ленины».

Начало XX века было временем «несомневающихся». Ленин был первым среди них, у него были все свойства танка, который не отступает перед преградами. Кровь, жертвы, слом традиций – его ничто не смущало. Победить в гражданской междоусобице мог только человек, для которого любая жертва была оправданна, если приближала к заветной цели.

Люди, чьими усилиями была заварена каша 1917 года (князь Львов, Керенский, Милюков), на это были не способны. Они метались, рефлексировали. А Ленин был «архи-не-интеллигентом», потому и победил.

Пару лет назад и именно 22 апреля я посетил Ленинский мемориальный комплекс в Ульяновске. Всё было дико не обустроено: здания ветшают, плитка отваливается, скользко. Посетителей меньше, чем сотрудниц музея, большинство экскурсантов – китайцы. Фотографирующиеся свадьбы предлагают безответному изваянию Ильича выпить на брудершафт.

Ощущение забвения, когда наш опыт – не нами востребован. Пугает в этом случае одно: забывая свою историю, мы вновь рискуем её повторить. Мучительный поиск старых граблей на новый лад.

Я не поклонник старинной русской забавы – войны с памятниками и наименованиями, когда каждое новое политическое веяние пытается смести, устранить следы прежней эпохи. В этих попытках я как раз и вижу ленинизм, ленинский подход к делу.

Но гораздо проще вынести Ленина из мавзолея, чем вычистить его из себя! Легче с комсомольским азартом сносить памятники советской эпохи, чем перестать быть комсомольцем в своих намерениях и поступках. Для меня главное наследие Ленина – это нетерпимость в каждом из нас. Борьба с ним начинается с умения выслушать другого, без яростного желания дать ему в морду.

Ульяновск. Скульптуры советской эпохи.
Ульяновск. Скульптуры советской эпохи. Фото: предоставлено собеседником «АиФ-Урал»/ Андрей Титов

Прагматик со стальной волей

Леонид Быков, профессор УрФУ, доктор филологических наук:

– Мы часто воспринимаем исторических деятелей как современных политиков: близких нам всецело поддерживаем, чуждых – на дух не переносим. Но прошлое не в состоянии переписать даже наша Государственная Дума! И Ленина не только из отечественной, а из мировой истории не вычеркнешь.

Чем он взял, этот прагматик со стальной волей и незаурядным интеллектом, чьё имя какое-то время склонял весь мир, причём едва ли не половина – с восторгом? Он добивался власти и добился её, но она не была для него целью. Цель была сколь масштабная, столь и утопичная. Она называлась: новый мир и новый человек. Поэтому всё старое – и законы, и люди – стало расходным материалом.

В результате котлован под фундамент этой гигантской утопии, что запечатлел писатель Андрей Платонов, поглотил, как могила, не один миллион наших сограждан.

Уроки истории бывают жестокими. Вождю размножили по стране памятники, а его мумия выставлена для поклонения на главной площади столицы. Люди в возрасте к этому привыкли и не представляют городское пространство и своё сознание без мавзолея и этих монументов.

Но если всё-таки думать о будущем, тело, само собой, надо похоронить, а из памятников оставить лишь те, что сохраняют, подобно памятнику Свердлову в Екатеринбурге, художественную выразительность. Таковых в городах Урала я что-то не припомню. Кстати, Александр Твардовский в своё время написал стихотворение - «Дробится рваный цоколь монумента…» Там в четырёх строфах есть ответ на все вопросы по данной теме.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Придет ли «Бабье лето» на Средний Урал?

Ждать ли «Бабье лето» на Среднем Урале?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах