Современные студенты стали требовательными к обучению — им больше не хочется сидеть в душной аудитории и слушать скучные лекции. Выбирать формат обучения, подбирать удобное время для занятий и направления подготовки — то, что их больше всего привлекает сегодня, в век цифровых технологий. Но возможно ли это?
Проректор по развитию образовательной деятельности УрФУ Андрей Созыкин рассказал, какие навыки требует онлайн-образование и какие особенности есть у современных форматов обучения.
Учиться, как хочешь?
В Уральском федеральном университете активно реализуют два новых формата обучения: проектное и с индивидуальным подходом к каждому студенту. Последний означает, что будущий специалист сам выбирает образовательную траекторию, по которой будет идти на протяжении всего обучения в университете.
Однако это не означает, что если студенту по каким-то причинам не нравится преподаватель, он сможет его поменять в любое время. Индивидуальная образовательная траектория — это выбор удобного формата обучения «на берегу», то есть один раз до начала семестра на весь следующий семестр.
«Мы сейчас стараемся делать образовательные программы более открытыми и чтобы в их составлении участвовали три стороны: университет, студенты и работодатель. Сотрудничество должно быть комфортным для всех. Работодателей приглашаем участвовать в наших курсах, кто-то даёт темы для проектного обучения, кто-то предоставляет своих экспертов. Это здорово», — говорит проректор по развитию образовательной деятельности УрФУ Андрей Созыкин.
Онлайн-образование — перспективное будущее?
Ещё до того, как началась пандемия, в рамках стратегии развития университета у УрФУ было в планах на 2020-2021 учебные годы перевести 20% нагрузки в онлайн-формат. Это не значит, что студентов отпустили в свободное плавание — нет. Онлайн-образование в одном из крупнейших университетов Урала предполагает смешанный формат. Этот же принцип сохранился и после пандемии.
Пандемия дала дополнительный стимул изучать современные форматы. Особенно преподавателям, некоторым из которых, по словам Андрея Созыкина, было сложно втянуться в новый процесс преподавания.Однако многие уже давно использовали цифровые технологии, создавали онлайн-курсы и т.п. Именно благодаря большому количеству таких преподавателей университет хорошо прошёл дистант.
К 2024 году УрФУ собираемся перевести до 30% учёбы в онлайн в смешанном формате - лекции в онлайн, а практика очно с преподавателями в университете.
У современного формата обучения в университете есть несколько особенностей. Во-первых, он индивидуализирован, потому что специалисты УрФУ понимают — надо учить каждого студента в соответствии с его способностями и потребностями.
Во-вторых, обучение стало максимально практикоориентированным. В-третьих, университет сотрудничает с другими вузами, которые дают УрФУ своих экспертов. Поэтому новые форматы обучения и переход на онлайн-образование позволяет готовить перспективных специалистов, которые однозначно будут востребованы на рынке труда.