Примерное время чтения: 5 минут
109

В Екатеринбурге для подростков стартует музейный проект о репрессиях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. «АиФ-Урал» 22/01/2020
Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»
Екатеринбург, 23 января - АиФ-Урал.

Тема политических репрессий до сих пор остаётся для общества одной из самых травматичных и табуированных. Попытку поработать с памятью и осмыслить прошлое в столице Урала сделает музейный проект «Молчать нельзя рассказывать». 

Программа рассчитана на подростков от 14 до 19 лет, и участие в ней совершенно бесплатное — достаточно успеть заполнить анкету на сайте 12memorial.ru. Кстати, инициатива получила в конце прошлого года президентский грант, который и будет реализован Агентством молодёжных инициатив совместно с Музеем истории Екатеринбурга.

Участники будут исследовать наследие советского тоталитаризма в три этапа. Сначала ребята изучат исторические материалы о репрессиях в Екатеринбурге (например, документальный аудиоспектакль «Маршрут памяти»), а затем выберут лабораторию, в которой и будут работать над собст­венным проектом о репрессиях: писать научную исследовательскую работу, придумывать комиксы или эскизы спектаклей, учиться создавать контент в соцсетях. Затем подростки презентуют свои проекты на самых разных площадках города. Занятия будут проходить с конца января на базе Музея истории Екатеринбурга.

Ещё в 2015 году была принята «Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий», предлагающая широкий совместный комплекс научных, образовательных, просветительских и иных мероприятий.

Необходимо учитывать барьеры и особенности восприятия этой темы, которые есть у подростков: «Опыт свидетельствует, что подростки — ученики 9–11 классов — в силу особенностей возраста склонны придерживаться крайних взглядов: или слепой ура-патриотизм без глубокого и критического взгляда на историю и настоящее время, или абсолютный негативизм по отношению к России («за что любить эту страну?»)» — делятся своими наблюдениями организаторы проекта на сайте 12memorial.ru.

По их мнению, проект позволит разобраться, какие мировоззренческие последствия имеет знакомство с темой репрессий — от изменения уровня доверия к власти до ощущения личной безопасности. А ещё проект покажет, какие практики помогут прожить и принять этот сложный опыт, обрести способность видеть свою страну объёмно, не концентрируясь только на чёрном или белом цвете, превратить случившееся из повода для конфликтов в то, что может нас объединить.

Доктор исторических наук Алексей Мосин придерживается сходного мнения: «Екатеринбург – город особенный на карте страны. Он бурно разрастался в 20–30-е годы и стал центром массовых репрессий: сюда свозили из Пермской, Челябинской и других областей. Людей судили, если это можно так назвать, и казнили. Было уничтожено около 25 тысяч человек. Мы сегодня как общество должны вернуть себе память. Если не вернем, то мы общество обреченное».

В каком возрасте стоит знакомить детей и подростков с тёмными страницами нашей истории? Алексей Мосин у себя на странице в Facebook ещё в 2017 году писал, что даже со второклассниками вполне можно говорить в том числе и о репрессиях: «Представьте, ребята, — сказал бы я, — что вы живёте не сейчас, а в то время, когда были детьми ваши прадедушки и прабабушки. Утром вы уходите в школу, родители — на работу. <…> Ночью раздаётся стук в дверь вашей квартиры. В квартиру входят люди в форме. Они роются в книгах, в ящиках, в вещах. Потом папу и маму уводят — больше вы их никогда не увидите, не узнаете, что с ними стало». Алексей по­обещал, что через несколько лет, когда его внук подрастёт и станет второклассником, он возьмёт его с собой на акцию «Возвращение имён» и попытается объяснить, что могло бы случиться, если бы мальчик жил в те годы.

Педагоги отмечают, что ребёнку или подростку любую информацию нужно преподносить в той форме, которая доступна для его возраста. И говорить при этом нужно даже не столько о репрессиях, сколько о жизненных ценностях. Когда подросток столкнётся с фактами того, как у людей отнимали жизнь, как растаптывали их достоинство, он будет воспринимать их как драму. Если же ценности в человека не заложены, он и не будет воспринимать эту страницу истории как трагедию. Очевидцы страшных событий и так молчали, а теперь и вовсе некому рассказать правнукам о том, что было пережито. Но очевидно одно: помнить необходимо, ведь память — это проблема возрождения не индивидуальной совести, а совести всей страны.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах