Примерное время чтения: 5 минут
448

Еще не финал? Что будет со стадионами после ЧМ-2018

Как предполагают эксперты, на самом чемпионате город, возможно, ничего и не заработает: ФИФА требует, чтобы стадионы были пусты от арендаторов. Ко всему прочему, все крупные мероприятия в городе будут перенесены, введут «сухой закон», рестораторы закроют заведения, а магазины потеряют значительную часть выручки.

Принести пользу городу может только использование интереса людей к спорту, импульс энергии, созданный чемпионатом. К этому необходимо готовиться уже сейчас. В Бразилии, например, решить проблему использования спортивных объектов после Олимпиады не смогли. На стадион «Маракана», где проходило открытие и закрытие Игр, не удалось привлечь спортсменов и туристов, сейчас там отключен свет и объект приходит в запустение.

Новые инвестиции

Содержание новых спортивных объектов после чемпионата станет тяжелым грузом для бюджета любого города. Обслуживание большой арены обходится в сотни миллионов рублей, например, в Казани эксперты называют цифру 200 миллионов, в Сочи – около 400.

Тему, как полноценно использовать потенциал спортивных объектов, команд и соревнований, обсуждали спортивные менеджеры на второй форуме по спортивному менеджменту и маркетингу Sport Connect, которые прошел в Сочи в конце марта. Одной из основных стала тема загрузки стадионов между матчами. Как заявил заместитель генерального директора «Казань Арены» Булат Литвинов, матчи занимают всего 25 дней в году, с их помощью окупить эксплуатацию стадиона невозможно. В Казани решили сделать ставку на систему «Город в городе», при которой арена перестает быть исключительно спортивным объектом.

Сейчас на «Казань Арене» каждый день работает детский город развлечений, сеть спортивных клубов, рестораны – все, что нужно для полноценного семейного отдыха. Благодаря этому объем частных инвестиций достиг уже 500 миллионов рублей. «Сначала все смеялись над нами, говорили, что концепция ошибочна – ну кто поведет детей на стадион? После этого пошел эффект домино: ты привел ребенка, и надо заняться чем-то самому. Так родился полноценный частный проект на государственном объекте – Kazan Arena Family», – отметил Литвинов. Скоро на территории стадиона может быть построен полноценный офисный центр. Однако при развитии коммерческих объектов важно не забывать и о комфорте болельщиков, поэтому на «Казань Арене» задумались об установке системы обогрева трибун, которая сможет поднимать температуру внутри стадиона на 10 градусов. То, что современные спортсооружения должны быть мультифункциональными, подтвердил и член совета директоров «Арена Парк Менеджмент» Кирилл Макарищев.

В проект будущего стадиона, возводимого на месте знаменитого московского «Динамо», входит несколько масштабных объектов: торговый центр площадью 20 тысяч квадратных метров, бизнес-центр, апартаменты и отель. При этом под одной крышей будут размещены сразу две арены – стандартная футбольная и универсальная, где можно проводить хоккейные и баскетбольные игры. «Первый ярус трибун универсальной арены полностью трансформируется, меняется угол наклона, чтобы, например, на баскетболе были правильные фокусные точки на паркете», – добавил Макарищев.

Исполнительный директор «Локомотива» Алексей Киричек рассказал о том, как еще можно использовать территорию стадиона. В этом году московский клуб провел на своей арене два семейных мероприятия – новогоднюю елку и масленицу. Примечательно, что вход на мероприятия был платным, но это не отпугнуло жителей ближайших районов: на елку было продано более 1000 билетов. «Благодаря этому мы зимой заполнили информационный вакуум вокруг клуба, – сказал Киричек. – Очевидно, что мы хотели бы видеть на матчах аудиторию, которая живет рядом со стадионом».

Сочинский пример

Форум Sport Connect организовали группа «Интеррос», Российский Международный Олимпийский Университет (РМОУ) и «Спортклуб Роза». РМОУ – ведущее российское учебное заведение по подготовке спортивных менеджеров, основанное в 2009 году в ходе подготовки к олимпиаде в Сочи. Университет предлагает годичную программу «Мастер спортивного администрирования» и различные краткосрочные курсы повышения квалификаций для спортивных менеджеров.

Эксперты отмечают, что опыт Сочи является примером удачного использования наследия Олимпиады, особенно горного кластера. Горнолыжный комплекс «Розы Хутор», инвестором которого выступила группа «Интеррос», сейчас превратился в круглогодичный курорт, который в зимние месяцы привлекает сотни тысяч любителей экстремальных видов спорта. Генеральная тема сочинского форума − «Управление кризисами и драйверы роста в спортивной индустрии».

Недавние допинговые скандалы привели к серьезному урону репутации спортивной индустрии в целом, а экономический кризис дополнительно сказался на финансовых результатах. Чтобы привлекать новых болельщиков и удерживать старых, клубам приходится уделять все большее внимание маркетинговым стратегиям. На форуме обсуждались технологии взаимодействия со СМИ, рекламодателями, каналы коммуникации с населением, использование киберспорта.

В целом, спортивные менеджеры настроены оптимистично. Андрей Кавун, генеральный директор IRONSTAR, сообщил, что в России растет количество людей, занимающихся любительским спортом. С 2000 по 2017 годы число спортсменов-любителей выросло в 10 раз, по этому показателю страна занимает первое место в мире.

В администрациях Екатеринбурга и области регулярно проходят совещания по подготовке к чемпионату. Обсуждаются проблемы реконструкции улиц, общественного транспорта, возможность размещения в гостиницах. Отделочные работы на «Екатеринбург-Арене» строители обещают завершить уже осенью текущего года. Это, безусловно, важно. Вот только не было сообщений ни об одном совещании, посвященном вопросу спортивной жизни города после 28 июня 2018 года.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах