Как уралец покорял Гималаи – путевой дневник одного путешествия

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. «АиФ-Урал» 04/12/2019

Недавно из путешествия в Гималаи вернулся уралец Леонид Букрин – заслуженный путешественник России, мастер спорта по лыжному туризму. Публикуем его рассказ об увлекательном восхождении на пик Мера – высочайшую трекинговую вершину Непала, с которой видно четыре вершины мира, включая Эверест.

– Восхождение начинается с утра. Группа из 16 человек от посёлка Лукла поднимается по тропе, которую облагораживали и расширяли непальцы. В нашу группу входило девять человек приезжих (с Урала – я один), руководитель Михаил, пять портеров – носильщиков, которые несли по 20 килограммов наших вещей, и гид Ям.

В первый день мы набираем высоту, проходим распадки с гремящими водопадами по шатким деревянным мостикам, через одну реку прошли по висячему мосту со стальными тросами. За пять часов тропа приводит нас к приюту, где мы устраиваемся на ночлег, а после обеда для акклиматизации поднимаемся на высоту 4 000 метров. Утром снова подъём – уже на перевал.

Манящие вершины

Мы идём пять дней. Последний приют – на высоте 4 400 метров, от него нам предстоит подняться ещё на два километра. В окно на фоне голубого неба уже глядит пик Мера, а левее в сумерках светится белая полоса ледника.

Вечером была прогулка по каменистой, еле заметной тропе, мы долго шли вверх вдоль речки среди валунов, как вдруг распахнулись каменные нагромождения и открылось зеленоватое озеро, в которое сползал ледник. Все кинулись фотографировать.

Шестой день стал для нас акклиматизационным, мы поднимались по хорошей тропе на обзорный гребень высотой пять тысяч метров. Перед нами в голубое небо скалилась угловатая вершина с ледниками, немного не достигшая семи километров. Ям поведал: «На эту гору в разные годы хотели подняться высотные альпинисты, в результате из двадцати человек никто не вернулся, все погибли». С другой стороны красуется неприступной стороной наш пик Мера.

Шаг за шагом к звёздам

Накануне восхождения, в два часа ночи, лагерь приходит в движение. Нас радуют звёзды и слабый ветерок, а что будет выше – рассвет покажет. Снова надеваем горное снаряжение и по взлётному склону начинаем подъём через темноту.

Фото: Предоставлено организаторами/ Леонид Букрин

При свете фонариков шаг за шагом мы поднимаемся к звёздам, не замечая их. Всё внимание – на верёвку: она не должна сильно провисать и натягиваться. Кажется, вертикальным шестистам метрам нет конца. После крутых взлётов тропа становится легче, а рельеф – более пологим. Через несколько холмов мы приближаемся к 70-метровому крутому останцу, и я догадываюсь, что это и есть пик Мера.

Рассвет над облаками

Я не знаю, сколько времени, но в голове срабатывает счётчик: должен ведь где-то начаться рассвет, я машинально оборачиваюсь и правее Макалу замечаю розовую полоску света, а ниже облака. Разгорается рассвет, и вскоре фонарики мы меняем на очки и подходим к предвершинному взлёту, который кажется угрожающим.

Поднимаемся по крутому гребню, на опасном крутом склоне закреплена тридцатиметровая верёвка, мы по очереди вщёлкиваем в неё свои карабины и, освободившись от верёвки, через пять минут поднимаемся на долгожданную вершину.

Высота покоряется не каждому

Наша высота – 6 476 метров. Белоснежный ледниковый склон обрывистым козырьком уходит в бездну, и нашему взору открываются четыре восьмитысячника. Поражённые исполинами, мы хватаемся за фотоаппараты, стараясь поскорее запечатлеть ледяное царство третьего полюса земли высотой 8 848 метров: Эверест – Джомолунгма – Сагармахта.

Фото: Предоставлено организаторами/ Леонид Букрин

В голове между тем проносится: в мае 1953 года состоялась крупнейшая английская экспедиция на Эверест, но только проводник-шерп из Непала Тенцинг Норгий и Эдмунд Хиллари из Новой Зеландии поднялись на эту головокружительную высоту, а я через три месяца появился на свет. В 1982 году сюда поднялись восемь советских альпинистов, в том числе и свердловчанин Сергей Ефимов, а после звезда русского альпинизма, тоже свердловчанин Евгений Виноградский пять раз поднимался на этот гигант и 20 раз удачно взошёл на другие восьмитысячники.

За эти 66 лет поднялись на третий полюс земли – Эверест – почти десять тысяч альпинистов, в том числе и шерпы. Есть и погибшие – их более трёхсот человек. Весной 2019 года на Джомолунгму поднялись около тысячи альпинистов.

Спуск даётся сложнее

Спуск в светлое время кажется мне очень длинным, и я удивляюсь: как же мы шли вверх по темноте? 1 ноября становится для нас самым трудным днём на всём маршруте. Спустившись от вершины два километра по вертикали, мы снова отдыхаем. Расстояние, которое мы шли вверх неделю с акклиматизацией, обратно с вершины до Луклу проходим за четыре дня и 4 ноября, в обед, при моросящем дождике приходим на аэродром. За это время облагороженная тропа заметно увеличилась.

Леонид Букрин, заслуженный путешественник России, мастер спорта по лыжному туризму, октябрь – ноябрь 2019 г. Фото предоставлены автором