«Мне девяносто, но никто больше восьмидесяти девяти не даёт», - шутил фронтовик, композитор, автор песни «Уральская рябинушка» Евгений Родыгин десять лет назад, отмечая свой последний круглый юбилей. О том, как баянист из свердловской глубинки покорил Берлин, а потом весь Советский Союз – в материале «АиФ-Урал».
Мост имени композитора
Есть на Урале такая байка: ехал как-то композитор Евгений Родыгин на своём «Москвиче» по Тюменскому тракту, но, будучи под мухой, не вписался в ограждение моста над железнодорожными путями и полетел вниз. А в это время внизу шёл товарный состав – открытые платформы с песком. Машина перевернулась в воздухе и преспокойно встала на колёса. При этом Родыгин якобы даже не почувствовал падения, потому что уснул. Просыпается – ничего понять не может: какая-то станция, люди вокруг. Автомобиль с платформы снимали краном…
И хотя сам Евгений Павлович неоднократно объяснял, что всё было не так, а гораздо прозаичней, легенда эта живёт. Людям нравится верить в чудеса. А тот мост в народе уже много десятилетий называют «родыгинским».
Баян по цене коровы
Евгений Родыгин родился 16 февраля 1925 года в городе Чусовой в семье бухгалтера и домохозяйки. Детские годы провёл в Лысьве и Нижней Салде. Будущий композитор ходил в музыкальную школу, освоил нотную грамоту, участвовал в самодеятельности, научился играть на мандолине и на гармошке. Его товарищ Борис Проскуряков вспоминал: «Женька садился на велосипед, разгонялся, отпускал руль, скидывал с плеча гармошку и играл что-нибудь ухарское». Видя успехи сына, отец продал корову и купил ему баян. Этот музыкальный инструмент будет сопровождать Родыгина до конца жизни.
Когда началась Великая Отечественная война, в Нижней Салде состоялся митинг, после которого Женя и его товарищи побежали в военкомат – записываться на войну добровольцами. Но никого из них, 16-летних, тогда не взяли. А вскоре в городе в большом количестве стали появляться эвакуированные, а потом – раненые. Здание клуба отдали под госпиталь. Руководитель самодеятельности Михаил Староорлецкий ушёл на фронт, Евгений остался за главного.
Однажды в город приехал Ансамбль песни и пляски ВЦСПС. Его худрук Анатолий Новиков (автор знаменитой «Смуглянки») услышал, как залихватски Родыгин играет «Цыганочку» и пригласил к себе в коллектив баянистом: «Заканчивай школу, получай аттестат, и давай к нам». Эта встреча решила всю его дальнейшую судьбу.
Летом 1942 года Родыгин, ранее никогда не выезжавший дальше Нижнего Тагила, отправился в Челябинск, где на тот момент гастролировал ансамбль Новикова. Артисты колесили по стране, выступали в госпиталях, воинских частях и на заводах, жили в пассажирских вагонах. Новому баянисту нашлось место на третьей полке. В декабре 1942 года он впервые оказался в Москве, и когда ему исполнилось, наконец, 18 лет, был призван в армию.
С песней через войну
Службу Родыгин начинал в 158-й стрелковой дивизии в городе Калинин, командиром отделения в комендантском взводе. Позднее в составе 222-й стрелковой дивизии участвовал в боях, дослужился до старшего сержанта, за прорыв на реке Проня в июне 1944 года был награждён медалью «За отвагу».
С баяном он не расставался и даже организовал с товарищами небольшой фронтовой ансамбль. В перерывах между боями, на привалах они давали концерты, выступали в блиндажах и окопах. Родыгин исполнял песни Анатолия Новикова и при случае всегда намекал, что лично знаком с их автором.
И вот наступил последний год войны. Позади осталась Польша, началась Берлинская наступательная операция Красной армии. Подразделение, в котором воевал Женя Родыгин, находилось в районе реки Одер. Евгений, как и все его товарищи, мечтал дойти до Берлина, до которого оставалось меньше ста километров. Однако 23 апреля 1945 года, выполняя приказ командира, боец попал под мощный артиллерийский обстрел.
До Берлина в тот год Родыгин так и не добрался. Через два месяца он демобилизовался и летом 1945 года приехал в Свердловск, где жила его мама. Хромой, постукивая палочкой, он пришёл в здание консерватории и подал заявление: «Прошу дирекцию допустить меня к сдаче вступительных испытаний для поступления на композиторское отделение». Было ему на тот момент двадцать лет. Начального музыкального образования (законченного) у него не было.
Мечты сбываются
Через шесть лет старший сержант Родыгин всё-таки «взял Берлин». Правда, не с оружием в руках, а с песнями и танцами. В августе 1951 года Уральский народный хор, где он заведовал музыкальной частью, выступал на III Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. Любовь аудитории свердловчане завоевали песнями «Ой вы, горы» и Черемуха» и «Большим уральским переплясом». Мечта фронтовика сбылась.
Уральский народный хор уже тогда имел огромную известность. Конкурс туда был – четыреста человек на место! Родыгин проработал там шесть лет, побывал в Венгрии, в Чехословакии и в Польше, где снова встретился с композитором Новиковым. Тот дирижировал хором, но своего протеже не узнал.
А в 1956 году первый секретарь ЦК Никита Хрущёв услышал песню Родыгина «Едут новосёлы» и воскликнул: «Вот что надо петь!» После этого карьера Евгения Павловича круто взлетела вверх. Его тут же приняли в Союз композиторов СССР и дали квартиру в новом доме. В дальнейшем он стал народным артистом России, почётным гражданином Екатеринбурга, Нижней Салды и Свердловской области.
Что касается его песен, то «Уральская рябинушка» («Ой, рябина кудрявая»), «Белым снегом», «Куда бежишь тропинка милая» и другие его творения стали всенародными хитами, а «Свердловский вальс» до сих пор является визитной карточкой столицы Урала. Родыгин объездил с ними всю страну, включая самые отдалённые её уголки, его песни звучали из всех радиоприёмников страны. Уже в наше время новую жизнь его творчеству дали певицы Надежда Кадышева, Пелагея и Алиса Игнатьева.
Вся жизнь – в хрущёвке
В 2005 году автор данного материала встречался с Родыгиным и подготовил с ним большое «юбилейное» интервью. (Композитору тогда исполнилось 80 лет.) Евгений Павлович жил и работал в хрущёвке, квартиру в которой получил полвека назад. Он говорил, что это самый лучший вид жилья: «Сижу я, к примеру, за пианино, поворачиваюсь на 180 градусов и оказываюсь за клавиатурой компьютера. Стоит протянуть руку – и могу достать любой том из книжного шкафа». Он даже написал про хрущёвку стихи:
Хрущёвкой восторгался,
она мне – по нутру,
в хрущёвке размножался,
в хрущёвке и умру.
Евгений Павлович чувствовал себя отлично: три года назад он открыл для себя купание в проруби на Шарташе, каждый день делал зарядку и собирался жить ещё как минимум лет двадцать. Он постоянно шутил, Екатеринбург упорно называл Свердловском, в свободное время – читал русских философов, возился со старенькой «Окой», смотрел телевизор (но исключительно новости), старался быть в курсе всего, что происходит в мире, очень многое принимал близко к сердцу: «Казалось бы, какое мне дело до того, что творится в Израиле или в Ираке? А вот – переживаю. По-моему, это вообще очень русская черта: думать о дальних, как о ближних».
По словам Родыгина, всесоюзное признание на него свалилось как снег на голову: «В начале 50-х увидел свою фамилию на афише Уральского народного хора и подумал: вот удивятся друзья-фронтовики. А в 1954 году мы исполнили «Уральскую рябинушку» на ВДНХ. На следующий день я прогуливался по Москве, вышел из метро на станции «Площадь Революции». Передо мной шли две незнакомые девушки и громко пели «Рябинушку». Они и понятия не имели, что автор песни идёт за ними следом. Мне ещё не было тридцати, и я понял: вот она – слава…»
Впрочем, к собственному творчеству он относился критически: «Я за свою жизнь написал больше 700 песен. Недавно сделал жёсткий отбор: только 40 из них оказались действительно хорошими. Вот ими я горжусь. Сегодня мне, в общем-то, даже не важно, чтобы люди знали автора «Уральской рябинушки». Главное, чтобы жили сами песни. И если после меня останется хотя бы несколько, я буду считать, что жизнь прожита не зря».
Родыгин работал не только в жанре песни, он писал музыку для кино и театра, сочинял оперетты, но сам на склоне лет предпочитал совсем другую музыку: «Для себя слушаю большей частью классику. Очень люблю Чайковского, особенно 6-ю симфонию, «Болеро» Равеля». А вот недавно послушал 2-й фортепианный концерт Прокофьева – не понравилось. Ведь это чёрт знает что он там насочинял…»
Стержень бытия
Вспоминая Великую Отечественную, Родыгин переставал шутить и становился очень серьёзен: «О войне мне говорить нелегко. В последние годы я всё больше думаю о ней с позиций философских, несколько отстранённых. Когда-то война, фронт, боевые товарищи были стержнем бытия, той категорией, которой меряешь всё и вся. Но жизнь не стоит на месте. Я, как человек воевавший и уже не молодой, никуда от этого не денусь, но тем, кто помоложе, многого уже не понять и не объяснить…»
А ещё он говорил: «Музыка рождается от любви. От любви к женщине, к матери, к родине, к природе, к своему городу… Я думаю, вообще всё хорошее в жизни – от неё».
Что касается истории с «родыгинским» мостом, то она гуляет по Свердловской области в самых разных вариантах. В одном из них машина Родыгина аккуратно упала на сцепку вагона-ресторана поезда Пекин – Москва, а он за время пути познакомился и подружился с китайским шеф-поваром по имени Ли. По другой версии композитор ехал на «Волге» ГАЗ-21 с молодыми солистками из Уральского народного хора, с которыми перед этим «обмывал» покупку машины. Автомобиль приземлился на платформу со щебёнкой, после чего вся компания преспокойно продолжала «банкет» до самого Свердловска.
Сам же Евгений Павлович рассказывал так: «Я действительно в тот день принял на грудь и задремал. На подъезде к мосту въехал в кювет и разбил себе лоб. Выбрался, вернулся в Свердловск, а на работе спрашивают: что случилось?! Ну я и напридумывал разных басен. Никогда не садитесь за руль в нетрезвом виде!»
Интересные факты
*«Уральская рябинушка» была любимой песней первого президента России Бориса Ельцина.
*На своих концертах Родыгин часто говорил: «У меня два недостатка: я всегда любил деньги и женщин».
*Композитор умер 19 июля 2020 года – в год, объявленный в регионе Годом Евгения Родыгина.