Новое прочтение. Путеводитель по новой выставке галереи «Свитер»

Автор фото: Ольга Маслова / «АиФ-Урал»

Постаревший Пиноккио, Колобок-амбал, деревянная армия Урфина Джюса, стул, согретый лампочками, и птицы израильских творцов – все это новая выставка галереи уличного искусства «Свитер», посвящённая литературе.

   
   

Юбилейный, пятый проект екатеринбургского выставочного пространства «Свитер» получил название «451°F», что отсылает зрителя к одному из самых известных романов Рэя Брэдбери. Исходя из темы, понять суть экспозиции не сложно: литература – это главное направление, в котором творили уличные художники. Каждый из участников представил свое видение произведения, которое тем или иным образом повлияло на его творчество. Эту непростую тему художникам предложила куратор проекта Александра Салтанова. Её, в свою очередь, на создание подобной экспозиции толкнул вышеупомянутый роман американского фантаста.

– Я вижу параллели между этой книгой и уличным искусством, – говорит Саша, – роман о свободе выбора, роман - символ действенной оппозиции обществу для сохранения культурных ценностей. Поэтому я собрала библиотеку образов, вдохновивших и вдохновляющих художников. Я вижу эту выставку как возможность зафиксировать личный опыт уличного художника через призму особо значимой для него книги.

Теперь в «библиотеке» галереи можно найти переосмысленные сюжеты «Пиноккио» и «Колобка», «Маугли» и книги «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Войны и мира» и «Курочки Рябы». Помимо прочего, художники воплотили в своих работах мотивы культовых произведений русских и зарубежных литераторов: Набокова, Цветаевой, Бродского, Пелевина, Маркеса, Кастанеды, Ремарка и Сартра. Всего же на пятой выставке представлено более 30 объектов, о самых интересных из которых мы расскажем ниже.

Автор: Slava Um
Произведение: Кендзи Миядзава, «Плоды дерева гинкго»

«Детство проходит, семена созревают, – рассказывает о своем замысле участник проекта Slava Um, – их ждет неминуемое расставание с матерью. Изящное японское искусство. Его минималистичность, легкость образа и непрерывная связь с природой всегда были очень близки мне по внутреннему состоянию». Своей работой художник обратил внимание зрителя на малоизвестную японскую сказку, автор которой занятно для детей рассказал о серьезной проблеме, с которой они рано или поздно столкнутся.

Главным материалом для объекта послужили тыквенные семена. Фото: «АиФ-Урал» / Автор фото: Ольга Маслова

Авторы: Александр Белов, Анна Латкина
Произведение: Владимир Сорокин, «Теллурия»

В своем переосмыслении материала ребята обратились к роману Владимира Сорокина «Теллурия», который появился на прилавках магазинов в прошлом году. Авторы решили раскрыть своему зрителю страшную тайну: «книга – это биологическое оружие»! «Ученые долго скрывали, что близорукость – это только первый этап изменений. Во время чтения книги постоянно работает мозг, а точнее область воображения, происходит совершенствование человеческого мышления, в организме запускаются сложные, порой необратимые процессы. Наиболее опасными являются необратимые изменения, связанные с увеличением объема мозга и, как следствие, с деформацией черепа. Читающих людей легко узнать в толпе», – утверждают художники.

Работа состоит из двух частей. Жуткий череп сопровождает белая надпись на черном фоне: «книга – это биологическое оружие». Фото: «АиФ-Урал» / Автор фото: Ольга Маслова

Автор: Оля Локшина
Произведение: Михаил Булгаков, «Записки юного врача»

Оля Локшина обращает внимание посетителей на произведение Булгакова «Записки юного врача». Свою задумку она раскрывает так: «каждый крючок – это воспоминание об одной болезни, одной операции (после каждой из которых палата вновь приводится в стерильный вид и никогда невозможно сказать, сколько на самом деле было в ней пережито). Многочисленные крючки также выступают аллюзией на холодные и пугающие медицинские инструменты, которые вызывают животное ощущение страха, присущее слову «операция». Третий уровень раскрытия образа крючка – это собственная борьба врача с морфиевой зависимостью».

   
   
В комнату с этим объектом заходить нужно очень осторожно – с потолка свисают самые настоящие крючки. Фото: «АиФ-Урал» / Автор фото: Ольга Маслова

Автор: Володя Коц
Произведение: Александр Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

В одном из самых больших залов галереи уличного искусства «Свитер» разместилась работа Володи Коца. Художник, ответственный за это пространство, представил зрителю настоящую армию деревянных солдат, которая состоит из нескольких скульптур. При первом взгляде на изваяния, собранные по частям из палок, пней и бревен, на ум приходят энты Толкина. Однако художник воплощал в жизнь героев совершенно другой книги – «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». «Потребности человека-творца должны быть удовлетворены за счет создания духовных благ, в форме идей, искусства, а не формах потребления», – комментирует свою работу Коц.

Деревянных солдат можно запросто трогать и вертеть их движущиеся конечности. Фото: «АиФ-Урал» / Автор фото: Ольга Маслова

Автор: Илья Мозги
Произведение: сказка «Колобок»

Следуя теме юбилейной выставки, художник Илья Мозги обратился к народной детской сказке «Колобок». Правда, герой известной всем истории приобрел в пространстве галереи совершенно другой вид. «Этот объект является интерпретацией главного персонажа сказки, но в отличие от сказочного героя, маленького, смазливого, ребенка, с юношеским максимализмом и детской хитростью, я хотел показать другого колобка – взрослого амбала», – объясняет автор.

В этой странной скульптуре зрителю предстоит опознать Колобка. Фото: «АиФ-Урал» / Автор фото: Ольга Маслова

Автор: Маша Тишина
Произведение: Александр Куприн «Яма»

В своей работе, выполненной акварелью, Маша Тишина обращается к известной повести Александра Ивановича «Яма» и к его знаменитой цитате: «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее, от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству». Всего же художницей было выполнено пять портретов, которые можно найти в белом зале галереи. «Пять портретов главных героинь романа были расклеены на улице нашего города и впоследствии запачканы, порваны неизвестными людьми, случайными прохожими. В этой серии рисунков я задаюсь вопросами о судьбе женщин, выбравших в качестве места заработка – улицу», – говорит участница проекта.

Рисунки Маши можно найти в белом зале галереи «Свитер». Фото: «АиФ-Урал» / Автор фото: Ольга Маслова

Автор: Аня Ситникова
Произведение: Владимир Набоков «Лолита»

Эта работа, авторства Ани Ситниковой, рассказывает об отношениях мужчины и женщины, о чувстве любви и желании обладать. «Отпечатки человека, его черты, воспоминания о нем, каждая его деталь возвращает в замкнутый круг. Зацикленность на человеке становится одержимостью, объект любви становится объектом обладания, коллекционирования. Концентрируясь на отдельных деталях, теряешь общий образ человека, свои чувства к нему, и те, что рождаются внутри тебя. Как коллекционер, ты заполняешь свободные пространства, добавляя очередную деталь, артефакт. Мы же сами управляем коллекцией, можно оставить одну важную картину и впустить свободу, можем заполнить все стены, где больше не останется места для чувств, которые невозможно запечатлеть навсегда», – объясняет свой замысел художница.

Работа Ани Ситниковой состоит из нескольких слепков разных частей тела. Фото: «АиФ-Урал» / Автор фото: Ольга Маслова

Автор: Камилла
Произведение: поэзия Иосифа Бродского

По словам автора, эта инсталляция, расположенная в подвале здания на Пушкина, посвящена периоду жизни поэта, когда он лишается всего самого дорогого – любимой женщины и друга, Родины. «В моей работе изображена та самая дверь, за которую пытался попасть поэт, преследуемый полицией, но так и не открывшаяся перед ним до конца», – говорит участница выставки.

При нажатии на звонок возле двери, в помещениях подвала раздается голос Бродского, читающего стихи. Фото: «АиФ-Урал» / Автор фото: Ольга Маслова

Смотрите также: