Рынок седанов-иномарок восстанавливают «Автотор» и параллельный импорт

Ирина Зверкова / Коллаж АиФ

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») оценили динамику продаж на рынке иностранных седанов. Если в сегменте в целом с кратным отрывом продолжает лидировать российская Lada Granta, а Vesta только готовится вернуть утраченные лавры бестселлера, то среди иномарок пятый месяц подряд топовую позицию сохраняет китайско-казахстанский JAC J7. Однако в мае его практически догнал новичок с завода «Автотор» – Kaiyi E5. Его продажи выросли за месяц более чем в четыре раза. В июне рост популяции бюджетных седанов продолжается, а общая их доля может к концу месяца возрасти с нынешних 19% до 23-25%.

   
   

В топ-10 популярных иностранных седанов по итогам мая 2023 года (на основе информации о регистрации автомобилей от компании «Автомаркетолог») вошли JAC J7, Kaiyi E5, Toyota Camry, VW Bora, Renault Logan, Kia Rio, Hyundai Solaris, Kia K5, Hyundai Elantra и Kia Cerato.

Основные преимущества седанов давно известны. Это хорошая аэродинамика, отделённый от салона багажный отсек, наилучшие тепло- и шумоизоляция пассажирского отделения, незагрязняющееся в непогоду заднее стекло. До весны 2022 года у некоторых седанов был еще один важный козырь – это относительно невысокий ценник: им обладали Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Skoda Rapid и Renault Logan, которые производились в России. То же самое можно было сказать и о более крупном Kia K5, который особенно любили в службах такси.

Естественно, что все эти иностранные седаны нередко продавались в России тысячами единиц в месяц. В 2023 году похожими объемами сбыта в сегменте пока могла похвастать лишь Lada Granta (модель 2190). В мае, судя по данным регистраций от компании «Автомаркетолог», она обрела 8,8 тысячи владельцев. Ближайшие преследователи по «штукам» отстают от нее на порядок.

В то же время в последнем месяце весны на рынке иностранных седанов активнее других стал заметен рост продаж нового игрока – Kaiyi E5. Стараниями «Автотора» дилерская сеть этой марки в кратчайшие сроки была расширена до 63 салонов, а продажи седана за май выросли более чем в 4 раза – до 624 автомобилей. С программами F&I и trade-in машину сейчас можно купить за 1,5-1,6 миллиона рублей.

Однако лидерство в этом сегменте пока сумел сохранить «китаец» казахстанской сборки – JAC J7 (639 автомобилей). Примерно в тех же количествах он продавался на российском рынке и в апреле. Несмотря на трехобъёмный форм-фактор, этот седан также нередко называют еще и лифтбеком. Его крышка багажника открывается вместе с задним стеклом, что улучшает грузовые способности. В марте прошлого года автомобиль подорожал более чем вдвое и стал стоить выше двух миллионов рублей. Но весной благодаря поддержкам дистрибьютора модель продавали за 1,7-1,8 миллиона.

Замкнула тройку лидеров нашего рейтинга Toyota Camry (441 автомобилей). Эти любимые многими в России большие седаны собирали под Санкт-Петербургом, они практически закончились на складах дистрибьютора еще осенью 2022 года. И сейчас основу бизнеса составляют машины, завезенные из Китая, ОАЭ и Казахстана. Объемы прошлых лет, когда в месяц продавалось по 3-4 тысячи этих автомобилей, сейчас едва ли достижимы. Многих потенциальных покупателей отпугивают ценники по 4-5 миллионов рублей. Это же обстоятельство мешает должной популярности двух других импортируемых из Китая седанов - Toyota  Сorolla и Avalon, но понемногу растут и их продажи.

   
   

Volkswagen Bora и Jetta также теперь попадают в Россию в основном из Поднебесной. Их «однофамилец» Polo такого пути доставки не получил. Запасы этих моделей в России практически иссякли. Прежние малолитражки, лидеры этого класса марок - Hyundai, Kia, Renault и Skoda - также постепенно сходят с российской сцены. В мае 2023 года их продажи составляли в среднем от 100 до 200 машин. В то же время свои несколько десятков покупателей ежемесячно стабильно находит Mercedes-Benz S-класса. Эти машины остаются в основном чистокровно немецкими. И наконец, замкнули топ-20 китайский новичок Omoda S5, электрокар из Липецка Evolute I-Pro и узбекистанская Chevrolet Nexia.

Всего седанов иностранных марок в России было продано за май почти 5 тысяч штук (4 979). Это на 12% больше, чем в апреле. Вместе с отечественными Lada Granta и Vesta объем бизнеса в этом сегмента составляет 14 тысяч автомобилей.

Как отметила руководитель «Открытие Авто» ( блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая, в июне рост «популяции» бюджетных седанов продолжится, а общая их доля на рынке среди всех легковушек может к концу текущего месяца может возрасти с нынешних 19% до 23-25%. Этому наверняка будут способствовать продажи рестайлинговой Lada Vesta, Omoda S5, а также целого ряда других седанов, которые импортируют из Китая или собирают на «Автоторе».