«Стандарт» власти. Чем была главная управляющая компания Екатеринбурга

Предприниматели избавляются от бизнеса по разным причинам: надоел, перестал приносить прибыль, предложили хорошую цену, попросили уступить друзья. Последние три слова можно закавычить в зависимости от конкретной ситуации. Но если бизнесу – полтора десятка лет, и связан он с жизнью тысяч горожан, каждый из которых – потенциальный избиратель, возникают дополнительные вопросы. Подробности - в материале URAL.AIF.RU.

   
   

Кузница кадров

Управляющая компания «Стандарт» была преобразована из лучшего в постсоветские годы РЭМП, получив в обслуживание жилой фонд огромной территории, всего около 400 многоквартирных домов. В 2003 году она была зарегистрирована как ЗАО «УК «РЭМП Ленинского района», но в 2008 перекрестилась в «Стандарт», семью годами позже стала АО, а примерно месяц назад – ООО. Учредителями коммунального бизнеса изначально были уже знакомые нам по РЭМП Железнодорожного района люди (см. «АиФ-Урал» №28, 2019 год): экс-депутат гордумы Александр Сизов, предприниматели Александр Панкратов и Наталья Годлевская, а также бизнесмен Андрей Круподёров.

За полтора десятилетия работы «Стандарт» стала своеобразной «кузницей кадров» для думы Екатеринбурга. Помимо Сизова, много лет юристом здесь проработал нынешний депутат и руководитель УК «Академический» Николай Смирнягин («Стандарт» - её учредитель). А директором по связям с общественностью в компании трудился парламентарий Дмитрий Сергин.

В одном из интервью Дмитрий Рифович, вспоминая 2005 год, сказал: «Большим проектом я считаю привлечение многоквартирных домов под эгиду УК «Стандарт». Даю вторую ногу на отсечение – ни одна управляющая компания не шла по тому пути, который выбрал я».

По словам депутата, УК в те годы поступали просто: брали в каждом доме 40% городских квартир, привлекали 10% жилья собственников и организовывали голосование. В результате дома в управление УК попадали в условиях, когда 90% частных собственников ничего не знали ни о каких выборах. «У нас же минимум половина дома была вовлечена в процесс», - утверждает Сергин.

Проблемный актив?

Несмотря на то, что среди учредителей и директоров УК были опытные коммунальщики Ленинского района (Александр Сизов, Михаил Попов), в 2012 году «Стандарт» возглавила антирейтинг Госжилинспекции, став одним из четырёх самых злостных нарушителей предписаний надзорного ведомства. Это вызвало возмущение руководства компании, которое выступило с резонным пояснением: «Если УК управляет большим жилфондом, то и количество нарушений и жалоб населения больше». Кроме того, по словам специалистов «Стандарта», УК в тот период стала «заложником некачественной работы энергетиков». Это цитата из релиза, хотя и тут не исключено лукавство.

Показательно, что примерно в то же время компания пошла на неожиданный шаг, объявив об отказе обслуживать часть своих домов (в основном это были проблемные здания 1950-60-х годов постройки). Официальное уведомление «о разрыве отношений» было даже вывешено на сайте (потом исчезло), где жильцам объяснили, что «содержание домов превосходит начисление». По сути, собственников упрекнули в том, они вроде как сами виноваты в неэффективном управлении и предложили уходить в другую УК или создать ТСЖ. С учётом того, что данный «манифест» появился накануне зимы, у многих жителей поднялась паника. Правда, угрозы коммунальщиков реализованы не были. Зато очередное подорожание ЖКУ жильцы «почти не заметили».    
   

Впрочем, за пятнадцать лет часть жилья у «Стандарта» всё-таки «отжали» конкуренты, а некоторые дома сбежали сами, создав ТСЖ. Так, настоящая война между УК шла за дом на ул. Онуфриева, 22. В 2017 СМИ писали, что в «стадии перехода» было около 50 многоквартирников, обслуживаемых «Стандартом». Но, судя по всему, часть их всё же осталась на балансе компании.

«Многие конфликты искусственно «подогреты» определенными политическими силами, - высказывал в своё время мнение экс-гендиректор компании Михаил Попов. - Сделав себе имя на теме ЖКХ, они не особо заботятся о конструктивных решениях проб­лем».

«Уйти из одной УК в другую или создать ТСЖ несложно, это нормальный процесс. У нас 350 домов, за месяц два дома ушло, один пришёл – постоянная текущая работа», - поясняла в 2018 году пресс-секретарь «Стандарта» Елена Ильина.

«Гнусные неприятности»

Шесть лет назад на УК «Стандарт» было возбуждено сразу два уголовных дела по статье 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путём обмана). Правоохранители установили, что в 2010-2011 годах компания «забыла» сделать обязательный перерасчёт за тепло и ГВС. В результате с жильцов домов по ул. 8 Марта, 55 и Отто Шмидта, 97 было незаконно удержано около 1,5 млн рублей. Ход дел контролировала прокуратура, но в конце концов деньги людям были возвращены и скандал замяли.

«Стандарт» нельзя назвать бесчеловечной или ужасной компанией, но гнусные неприятности случаются, - поделился впечатлениями от работы УК постоянный читатель «АиФ-Урал» Егор Смольников. – Порой до диспетчера невозможно дозвониться, приходится ждать по 20 минут в очереди поступающих звонков. Лично у меня проблему с подачей ХВС (забило водопровод) решили лишь спустя год! Два раза наблюдался переход от ЕРЦ и обратно, при этом каждый раз возникала путаница в базе данных и квитанциях. Приходилось многократно идти к ним в офис в рабочее время и разбираться. В офисе, к слову, всегда невыносимая очередь, состоящая из злых клиентов. Очень похоже на утреннюю поликлинику».

Действительно, ещё в 2014 году «Стандарт» - первая из УК Екатеринбурга! – перешла на прямые расчёты с ресурсникам, отказавшись от услуг Единого расчётного центра (ЕРЦ). Тогда это рассматривалось как некое «ноу-хау», свидетельствующее о тяге коммунальщиков к дисциплине, «прозрачности» и экономии средств жильцов. Хотя злые языки утверждали, что это было связано с желанием уйти от ответственности за качество предоставляемых услуг. Тем более, что впоследствии управляшка вновь возвращалась к старой системе. Возможно, из-за всех этих «переходов» и возникла путаница в бухгалтерии.

А вот какие отзывы пишут клиенты «Стандарта» на форумах в интернете:

«Хамство. Диспетчера не представляются»;

«Невозможно дождаться исполнения заявок по ремонту. Зато исправно приходят платёжки»;

«Затопило квартиру. Обращались уже неоднократно, но на ситуацию никто не обращает внимания!»;

На портале 2gis.ru одна из жительниц пожаловалась, что ещё в мае 2019 года оставляла в аварийной службе заявку, чтобы засыпали землёй яму на детской площадке на ул. Московская 212/1, где «всё время оступаются дети». Но все её просьбы игнорируются до сих пор. Женщина пригрозила, что будет жаловаться в ГЖИ.

«Осадочек» остался

Последний крупный скандал, фигурантом которого стала УК «Стандарт», имел место в апреле 2019 года (см. «АиФ-Урал», №20) и был связан, как это ни странно, с выполнением сотрудниками компании своих прямых обязанностей. Житель дома на ул. Сурикова, 31 Николай Моргунов почти два десятилетия возделывал на крыше настоящий сад. Пенсионер натаскал земли, сколотил кадки, обустроил клумбы и теплицу, где появились дикий виноград, душица, овощи, сам собрал и установил скамеечки для гостей и прочую полезную мебель. Несмотря на недовольство коммунальщиков, Моргунов «пережил» трёх директоров УК, но однажды утром на крышу явились семеро рабочих с топорами и пилами и уничтожили всё.

Никаких претензий к коммунальщикам у правоохранителей не возникло, ведь они исполняли решение суда. Однако общественный резонанс был нешуточным, и вовсе не в пользу управляшки. Так или иначе, но «осадочек» от этой истории остался у всех.

Жильцы рассказывают, что Моргунов был для «Стандарта» «неудобным», «нестандартным» собственником. Например, однажды он добился перерасчёта начислений за ЖКУ в сумме 2 млн рублей, что вряд ли понравилось руководству УК. Говорят также, что часть собственников не прочь избавиться от «Стандарта» и перейти в статус ТСЖ, но это уже другая история.

Кто в доме хозяин?

До последнего времени в многочисленных публикациях СМИ «Стандарт» традиционно называлась «активом, близким к администрации Екатеринбурга». Этому способствовал, в том числе, близкие отношения одного из учредителей с представителями мэрии. Однако в феврале 2019 года глава города Александр Высокинский заявил агентству URA.Ru (цитируем): «Ни я, ни моя семья не владеют никакими управляющими компаниями. Это было в прошлом. У меня нет никакого бизнеса, это запрещено законодательством».

Возникает вопрос: кому теперь принадлежит одна из старейших УК столицы Урала? Грубо говоря, кто в доме хозяин?

Всезнающая «Картотека» ИД «Коммерсантъ» свидетельствует, что у компании сегодня два учредителя – Игорь Ляшенко (представитель детской футбольной школы STAR KIDS) и Рустам Юлдашев (один из многочисленных учредителей ЕГКО «Станица Екатеринбургская»). Оба до последнего времени на рынке управления жильём известны не были. При этом Ляшенко значится ещё и руководителем «Стандарта». Получается, что старейшая в городе УК досталась казаку и спортсмену.

Участники рынка говорят, что на самом деле договорённость о продаже компании была достигнута ещё несколько лет назад. Что де-факто «Стандарт» перешёл под крыло крупному игроку, в руках которого в совокупности собрано до 50% и более всех многоквартирных домов Екатеринбурга.

Проблема в том, что финансовые дела УК «Стандарт» нестабильны. По данным портала egrulinfo.com, с 2011 года компания постоянно терпела убыток, доходящий до 104 млн рублей. Потом ситуация начала выправляться, в 2016-ом чистая прибыль составила более 75 млн. Однако через год управляшка снова ушла в минус, а её сегодняшнее состояние одному богу известно. Но если нынешний владелец приобретал бизнес не ради денег, то для чего? Сложить пазл?

Кстати
По данным ресурса mingkh.ru, сегодня у УК «Стандарт» на балансе 328 домов, а общий штат сотрудников составляет около 150 человек (из них 22 – администрация). В начале июля 2019 года головной офис компании переехал с ул. Начдива Онуфриева, 43 на ул. Решетникова, 22.