В уходящем году в коммунальной сфере произошёл ряд изменений, которые коснулись всех представителей рынка: управляющих компаний и самих потребителей. Как чувствовала себя отрасль в уходящем году? Почему тарифы подняли дважды за год и к чему это может привести? Что будет со сферой ЖКХ в будущем? Эти и другие вопросы стали темой круглого стола в редакции «АиФ-Урал».
Ставка сыграла?
Самым большим ударом для потребителей ЖКУ стало то, что власти, нарушив традицию последних лет, решили проиндексировать тарифы дважды за год: не только в июле, но и в декабре. Кроме того, с января на 40% увеличится плата за капремонт (исторический максимум). На этом фоне ноябрьский рост ставки за содержание жилья в Екатеринбурге на 8% остался почти незамеченным. При этом её повышения управляющие компании ждали, как манны небесной.
О проблемах с оттоком персонала говорят и другие представители отрасли.
Действительно, отток трудовых мигрантов не лучшим образом сказался на коммунальной отрасли. Количество дворников и уборщиц из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии заметно уменьшилось, а местные жители за ту же зарплату мести дворы и убирать подъезды особо не стремятся. В связи с этим вполне понятен тот позитив, с которым УК Екатеринбурга встретили ноябрьское повышение.
Легко отделались!
Понятно, что повысить ставку платы за содержание дома могут сами жильцы, однако эксперты относятся к данной идее довольно скептически. «Я не представляю, как уговорить собственника проголосовать за повышение тарифа, – констатирует Дмитрий Сень. – А вот обратный процесс вполне возможен. Именно поэтому на рынке управления жильём так много злоупотреблений. В Свердловской области работает более 600 УК, постоянно появляются новые. Организация, созданная месяц назад, чтобы заполучить себе дом, может предлагать жильцам копеечный тариф. Её обещания ничего не стоят, но, увы, собственники ведутся на это. Компания собирает деньги, копит долги перед поставщиками, потом банкротится, хозяева создают новую компанию, и всё повторяется сначала…»
Стоит также отметить, что в сфере ЖКХ в этом году произошли и другие изменения: например, жителям стало сложнее сменить УК, так как с этого года за это должны проголосовать 50% собственников (вместо 25% ранее). Кроме того, домам, которым начисляли плату за содержание общедомового имущества по нормативу, в первые три месяца 2023-го должны сделать перерасчёт: вернуть переплату или, наоборот, добавить в квитанцию то, чего не хватает.
Что касается различных видов ресурсов (электроэнергия, тепло, ГВС и ХВС, газ), то есть мнение, что потребителям ещё повезло. Ряд аналитиков утверждает, что всё могло быть хуже!
Между тем резкий рост тарифов, который уральцы почувствуют на себе после новогодних праздников, может не лучшим образом сказаться на платежах за жилищно-коммунальные услуги. По состоянию на сентябрь задолженность потребителей перед поставщиками ресурсов в Свердловской области составляла более 12 млрд рублей, причём 72% этой суммы – долги физических лиц.
Интересно, что недавно наш корреспондент пообщался с бывшими работниками УК одного из элитных домов Екатеринбурга. Собственники – богатые, обеспеченные люди – общим собранием жильцов решили «затянуть пояса потуже» и наполовину урезали затраты на дом, штат сотрудников управляющей компании, зарплаты персоналу. То есть «богатые тоже плачут», и, скорее всего, проблемы коснулись всех.
Начнём экономить
Что касается прогнозов на будущее, то эксперты высказываются по этому поводу крайне осторожно.
«Ситуация в ЖКХ во многом будет зависеть от результатов спецоперации, – уверен Алексей Салахов. – Это будет основной и неизбежный фактор влияния на всю экономику. Других вариантов нет».
«Несмотря на обещания чиновников держать тарифы полтора года, предполагаю, что летом 2023-го они снова будут повышены, – отметил Виталий Калугин. – Когда массово начнут ломаться лифты, гореть энергетическая инфраструктура, у властей просто не будет выбора. Задолженность населения также, вероятнее всего, будет расти. Реальные доходы людей падают, сегодня у среднестатистического россиянина треть заработка уходит на еду. И если перед ним встанет вопрос – накормить детей или заплатить за ЖКУ, он, несомненно, выберет первое. Но есть и относительно позитивный момент: жители станут финансово более грамотными. Получив неподъёмный счёт за коммунальные услуги, человек будет тщательнее рассчитывать семейный бюджет и, как потребители в западных странах, начнёт экономить свет, воду, а при покупке жилья – учитывать его энергоэффективность. Кто-то, возможно, переедет в более бюджетную квартиру…»
«Я всегда говорю: жилищно-коммунальное хозяйство – это локомотив экономики и технического прогресса в целом, – подчёркивает Дмитрий Сень. – Хотим мы того или нет, но мы вынуждены постоянно общаться с людьми, с собственниками, а они, в свою очередь, постоянно нас стимулируют держать себя в тонусе: мол, я же вам плачу деньги, а вы ничего не делаете.
Если ты хочешь сохраниться как предприниматель, ты должен хоть как-то соответствовать их ожиданиям либо уйти. Именно поэтому сфера ЖКХ постоянно эволюционирует. Сервисы будут налаживаться, работа с людьми – совершенствоваться».