Феноменальный успех российского актёра Юры Борисова стал следствием «закона маркировки». Об этом «АиФ-Урал» рассказал член Российской академии кинематографических искусств, руководитель киноклуба «Ельцин центра» Вячеслав Шмыров в рамках подведения итогов отечественного кино в Екатеринбурге.
У всех на слуху
Актёр Юра Борисов сегодня у всех на слуху. В частности, премия «Белый слон» в номинации «Событие года» отметила два явления, одно из них — российский актёрский квартет в американской кинокартине «Анора»: Юра Борисов, Дарья Екамасова, Алексей Серебряков и Марк Эйдельштейн.
Феномен Юры Борисова и его номинации на «Оскар», мне кажется, вот в чём. В современном мире человек оказывается в перенасыщенных информационных пространствах, где для успеха очень важна «маркировка». Вы никогда не задумывались: как бы сложилась судьба поэта Иосифа Бродского, если бы он не получил Нобелевскую премию? С другой стороны — сколько лет наша интеллигенция боролась, чтобы эта литературная награда досталась писателю Константину Паустовскому. Когда-то сама Марлен Дитрих на сцене встала перед ним на колени! Разумеется, с её стороны это был театральный жест, но факт остаётся фактом. А кто сегодня вспоминает Паустовского? Иосиф Бродский и Владимир Высоцкий затмили для нас всё поколение шестидесятников.
Раневская в Британской энциклопедии
У человечества достаточно мало ресурсов, чтобы реагировать на все выдающиеся события, которые происходят вокруг. Но «маркировка» позволяет нам что-то выбрать. Фаина Раневская — самая крутая наша актриса, если не знать, кто такие Серафима Бирман или Вера Марецкая. Но большинство знает только Фаину Георгиевну.
Когда-то Раневская попала в Британскую энциклопедию в числе 12 самых великих актрис мира. Невозможно представить, что некая комиссия посетила театр Моссовета и посмотрела все спектакли с её участием. Здесь тоже сработал «закон маркировки»! А «маркировщиком» в данном случае выступил президент США Франклин Рузвельт. Иосиф Сталин, желая намекнуть Рузвельту, что пора уже открывать второй фронт, прислал ему кинокартину «Мечта». По сюжету там Красная армия переходит границу Польши и освобождает Западную Украину. Раневская в том фильме сыграла Розу Скороход (одна из главных ролей), а Рузвельт написал отзыв о фильме. Его рецензия, естественно, попала в американскую печать, а сам фильм — в кинопрокат. Дальнейшая известность Раневской была связана отнюдь не с её знаменитыми остротами и экспрессивным поведением за кулисами. Просто у неё был хороший «маркировщик».
Так работает механизм
Попадание Юры Борисова в номинацию на премию «Оскар» — из той же серии. Например, в истории отечественного кино был единственный артист, который на Каннском кинофестивале получил приз за лучшую мужскую роль. Это Константин Лавроненко, сыгравший в фильме «Изгнание». Но можем ли мы утверждать, что Лавроненко более талантлив, чем, например, Владимир Машков, а уж тем более Иннокентий Смоктуновский или Олег Борисов? Думаю, что нет.
В профессиональной судьбе и успехе Юры «маркировка» имела большое значение. Я очень хорошо к нему отношусь, это очень талантливый артист. Но есть определённый психофизический тип, который сегодня во всём мире кажется наиболее рациональным или правильным, наиболее точным. В 2021 году Юра сыграл в фильме «Купе номер шесть», который был снят финским режиссёром Юхо Куосманеном. Картина была представлена на Каннском кинофестивале и получила Гран-при. Именно в этом фильме Юра Борисов был замечен, после чего попал в «Анору» и был номинирован на «Оскар». Так и работают эти механизмы.
*Беседа с киноведом Вячеславом Шмыровым состоялась 25 февраля 2025 года, то есть за неделю до того, как были приняты все решения относительно премии «Оскар».