По следам Швейка: к новому сезону в ТЮЗе готовят премьеру по роману Гашека

Зачем постановочная группа и актёры ездили в Чехию, останется ли главный герой в своём времени или переселится поближе к современности и для какой аудитории предназначено действо – читайте в материале «АиФ-Урал».

   
   

Не потерявший актуальность

При первых же расспросах о новом спектакле в ТЮЗе заявили сразу – материал, на основе которого «воздвигается» масштабное действо, непростой, но от этого и работать над постановкой в разы интереснее. Идея поставить в Театре юного зрителя сатирический роман чешского писателя Ярослава Гашека в умах руководства и актёров учреждения витала давно, однако приступать к нему не спешили – уж очень много ресурсов требовала постановка.

Уже на данном этапе, этапе репетиций, в ТЮЗе рассказывают, что в действе примет участие около 30 актёров, что означает – каждого необходимо как минимум обеспечить должным сценическим костюмом (в театре обещают не только по возможности бережно отнестись к сюжету романа, но и воспроизвести, в том числе и в нарядах, атмосферу 20 века), а максимум – дать возможность реализовать постановочной труппе спектакля задуманное, используя все возможности реконструированной сцены. Да и чувство юмора у чешского автора, как и ход мыслей, достаточно смелые, и нисколько не потерявшие своей актуальности сегодня.

Путешествие в Чехию

Теперь же, практически осуществив давнюю задумку в жизнь, в ТЮЗе отмечают, что постановка войдёт в вечерний репертуар и, скорее всего, обзаведётся значком 16+, а то и 18+. К слову, и в плане репетиций премьеры актёрам сейчас непросто, ведь на родную сцену труппа сможет перебраться не раньше сентября, а прогоны постановки уже идут полным ходом. Каждый день артисты театра «отрабатывают» по 7 часов, трудились бы и дольше – лишь бы довести действо до необходимой эффектной консистенции. На время продолжительных репетиций свои площадки ТЮЗу любезно предоставили Екатеринбургский театр кукол и Учебный театр ЕГТИ.

– Как бы мы ни старались сохранить сюжет романа в максимально первозданном виде, нам не избежать невольно возникающих параллелей с днём сегодняшним, – рассказывает зав. литературно-драматической частью ТЮЗа Наталья Киселёва, – инсценировку романа для нашего театра, на мой взгляд замечательную и очень театральную, создал московский драматург Михаил Бартненев. Но идея поставить в ТЮЗе «Швейка» – это замысел петербургского режиссёра Анатолия Праудина, который начинал свой путь именно в нашем театре. К слову, очередь к Праудину нам пришлось занимать аж в 2011 году! Именно тогда он согласился поставить в нашем театре спектакль по произведению Гашека, отметив лишь, что случится это в 2014 году, и обещание своё он сдержал.

Кстати
Несмотря на то, что в отремонтированном здании ТЮЗа актёры смогут играть лишь в ноябре, открытие сезона театра назначено на 30 августа. До возвращения на родную сцену труппа продолжит показывать спектакли на различных площадках города – это и Свердловская драма, и музкомедия, и Камерный театр, и театр балета «Щелкунчик», и Детская филармония, и ДКЖ. Что касается переезда, то в помещения на улице Карла Либкнехта актёры начнут перебираться не раньше сентября. За оставшееся время артистам предстоит полностью обустроиться, попробовать себя на отреставрированной сцене и обжиться в подсобных помещениях.
За дело именитая постановочная группа взялась всерьёз – прихватив с собой двух актёров, создатели спектакля отправились за границу, чтобы пройти по следам главного героя постановки – отставного пехотинца Йозефа Швейка. В апреле этого года театральная делегация выезжала в Прагу, где побывала в самых знаковых местах, отмеченных в произведении, а также посещала европейские тематические музеи, материалы которых помогли постановочной группе приблизиться к миру, описанному в романе.

Страх войны

– Целью творческой командировки было именно собрать живой материал, в том числе эмоциональный, – подчеркивают в ТЮЗе, – и вместе с тем по её итогам определить художественную стратегию будущего спектакля.

   
   

Одной из центральных тем спектакля станет даже не само путешествие Швейка, а ощущение человеком себя в происходящем вокруг – в войне, которая какими бы патриотическими лозунгами себя ни прикрывала, всегда катастрофа для обычных людей, в неё невольно вовлечённых. И чем дальше, тем больше она становится абсурдом. «Вспомним, что и в романе, как бы Швейк ни рвался на фронт, он на него так и не попадает. Но что с ним и с другими героями происходит в этом всеобщем безумии – вот об этом и расскажет невероятно смешной и трагичный одновременно спектакль», – подчеркивает Наталья Киселёва.

Смотрите также: