Двоечника судят классики. Премьера спектакля в Театре кукол Екатеринбурга

Двоечника судят классики русской литературы Пушкин, Толстой, Гоголь. © / Надежда Вершинина / «АиФ-Урал»

В Большом зале Театра кукол вроде бы детская история о лентяе и двоечнике Вите Перестукине, которая хорошо всем известна по мультику «В стране невыученных уроков», вызывает смех и аплодисменты взрослой аудитории. Подробности читайте на ural.aif.ru.

   
   
Учительница первая моя. Ностальгический взгляд художника Татьяны Нерсисян. Фото: «АиФ-Урал»/ Надежда Вершинина

В спектакле используются куклы разных систем, маски, подвижные и динамичные декорации, мультимедийные эффекты, которые, благодаря виртуозной работе художника Татьяны Нерсисян, позволяют зрелищно раскрыть богатый на придумки мир  «Страны невыученных уроков», созданный Лией Гераскиной еще в 1965 году.

Майнкрафт, полтора землекопа и Пушкин

Впрочем, сейчас он стал более современным, но, что удивительно, привязку к нашим дням дают не гаджеты и интернет (их нет в спектакле), а искрометные диалоги и ...персонажи Майнкрафта, выступающие в роли пресловутых полутора землекопов. Зато за нерадивое отношения к учебе Витю Перестукина судят всеми признанные классики российской и мировой литературы: Александр Пушкин, Лев Толстой и Николай Гоголь. Выглядит это иронично, точно, да и просто ошеломительно!

Режиссер-постановщик Игорь Казаков, который в 2022 году удивил зрителей и профессионалов спектаклем «Гоголь.Триптих», номинированным на  «Золотую маску»,  остался верен себе и своему стилю: образному, яркому, очень атмосферному и изысканно ироничному. На репетициях своих актеров он называл «отличниками» за удачные сцены и  «двоечниками» – за неточности в сценическом действии, а исполнителя роли Вити актера Степана Роскоша – уральским Микки Рурком школьного возраста.

Что такое алкобас?

Степан Роскош и Витя Перестукин. Фото: «АиФ-Урал»/ Надежда Вершинина

Вот что рассказал сам Степан о своих «голливудских» похождениях  «В Стране невыученных уроков»: «Мне 30 лет, моему герою лет 10–12, но мы с ним близки – в детстве я точно так же любил погулять вместо усердного стремления к знаниям. Поэтому спектакль на ура приняли и школьники, и их родители. Есть глубокое заблуждение о Театре кукол, что он только для детей. Это ошибка: даже в самом малышковом спектакле мы всегда проводим линию специально для взрослых, чтобы им тоже было интересно и весело. Поэтому мой герой дразнит зубрилок стишком «Мама шила мне штаны из березовой коры», а на доске написано «алкобас» вместо «колбасы». Мы с большим удовольствием следовали установке режиссера – вспомнить детство золотое, отрываться, хулиганить, творить. Поэтому весь спектакль – это «вау!». Легко, весело, на одной волне».

Зубрилы. Оксана Боднар – первая слева. Фото: «АиФ-Урал»/ Надежда Вершинина

Очень много работы в спектакле было и у актрисы театра Оксаны Боднар: «У меня здесь несколько ролей: я школьница, Зубрила, Старушка. Помимо этого, я – руки, ноги верблюда и то, что зритель видит как общую картинку, которую мы создаем как артисты-кукольники. Рассказать об ощущениях, когда ты находишься в огромной маске, тому, кто не примерял ее на себя, очень сложно. Ты находишься в замкнутом пространстве, в режиме ограниченной видимости, где нужно совершенно иначе двигаться _ если поворот, то всем корпусом, а то и заметно не будет. При подготовке к роли ты долгое время проводишь перед зеркалом, репетируешь движения –это как танец, все элементы которого должны быть отработаны. Но все это – с удовольствием и юмором, который есть в каждой сцене».

Советский Союз и правильные темы

Полтора землекопа. Двоечник победил Майнкрафт. Фото: «АиФ-Урал»/ Надежда Вершинина

О том, почему театр обратился к советской классике, рассказал руководитель литературно-драматургической части, Семён Вяткин: «В Советском Союзе очень много делалось для детей – писались книги, снимались фильмы и мультфильмы на темы, которые актуальны и сейчас: дети всегда будут хотеть гулять, общаться с друзьями, а родители всегда будут заставлять их делать уроки. Наша постановка отличается от книги, которая, вероятно, есть в каждом доме, и от мультика, потому, что спектакль – это всегда новое, режиссерское прочтение. Тем более – в Театре кукол. Только мы можем изобразить плотоядную корову или половинку землекопа».

   
   

В скором времени Театр кукол порадует всех, от мала до велика, новой премьерой – классическим балаганным спектаклем «История города в куклах», которую, естественно, посвятили 300-летию Екатеринбурга. Это будет серия коротких новелл или, скорее, анекдотов об известных горожанах, исторических личностях, знаковых событиях столицы Урала. Создатели спектакля – Семен Вяткин и главный режиссер Театра кукол Евгений Сивко. Главные герои – Петрушки и другие перчаточные куклы. Веселый балаганчик смогут увидеть все желающие в начале августа в ЦПКиО им. Маяковского.