В здании бывшего железоделательного завода в посёлке Черноисточинск — творческая атмосфера: на скамейке в мастерской — заготовки из папье-маше, в зале — выставка наличников, ткацкий станок и деревенские половики. Пахнет сеном. Несколько лет назад усилиями местного спонсора и неравнодушных людей здание бывшего завода превратили в кластер, где проходят лекции, выставки, мастер-классы, фестивали. Однажды там даже проводился Тотальный диктант. Кстати, наличники Юля собрала вместе со своей мамой — кто-то хотел их сжечь, спасли то, что сумели. Подробности читайте на ural.aif.ru.
Путь художника
Но есть моменты, когда здесь творится настоящее волшебство. Это вечера, когда дети рассказывают зрителям истории, проживая каждый сюжет вместе с куклами. Три года назад Юлия Пиляй создала театр кукол, где дети не просто играют в спектаклях, но и сами мастерят своих персонажей. Само название – говорящее: «Ку-ку театр»! Кукушка — это и главная птица области, и узкоколейная дорога, которая проходила раньше в этих местах и которую в народе называли кукушкой. И первый слог от слова «кукла». В этом театре ребята делают кукол под Юлиным руководством, рисуют и устанавливают декорации, шьют костюмы.
О том, чтобы создать свой театр, Юля не задумывалась очень долго. «Когда я училась в Нижнетагильском педагогическом университете, то не собиралась идти в школу работать учителем ИЗО. У меня остались не самые лучшие воспоминания о моих учителях этого предмета в школе. Мне нравились занятия в художке, но и там я не видела себя в качестве педагога», — вспоминает Юля.
Поначалу у неё была мысль стать художником по костюму в Театре драмы. Но обстоятельства свели её с увлечённым людьми, и Юля пошла служить в Нижнетагильский театр кукол — в цех, где они изготавливались. Однако мало-помалу она увлеклась работой с детьми и после декрета не вернулась в театр.
Покорить города и сёла
Многие учителя жалуются: современным детям ничего не интересно. Но Юлии удаётся мотивировать детей играть спектакли, в том числе, например, по сказам Бажова. «После того, как мы с ребятами съездили на фестиваль в Москву, они увидели, что театр — это ещё и путешествия. Даже поездки в соседние посёлки — это тоже новые впечатления. Хотим поехать в Петербург. Когда мы едем куда-то, дети понимают, что добились этого сами, — Юлия перечисляет, на каких фестивалях выступали её воспитанники, и показывает куклу. - Это вогульская женщина из спектакля «Как Ойка солнце добыл». За спиной у девушки — стена, вся увешанная дипломами.
Сейчас в театре занимаются три группы. Младшим — пять-семь лет, средним — девять, старшим – 10–13. Все они делают разных кукол. Юля берёт раскрашенные картонки — это работы самых маленьких детей. Малыши ещё не доросли до марионеток и планшетных кукол. Зато картонные фигуры отлично подойдут для теневого спектакля. Средние создают своих персонажей из папье-маше. Юля берёт банку и начинает месить клей. В десять лет ребятам интересен сам процесс: вылепить слепок из гипса, прошкурить заготовку.
Старшим, по словам Юли, нравится доводить процесс до результата: начать создавать персонажа и держать в руках полноценную куклу для спектакля. «Их работы ничуть не хуже моих», — Юля достаёт коробку, полную лиц из папье-маше. Через час в мастерскую придут дети, чтобы закончить начатое. На столе лежит её собственная заготовка. Правда, у её куклы есть механика – глазки должны открываться и закрываться, а у некоторых персонажей должен двигаться рот. Это куклы для дипломного спектакля по сказке «Рикки-Тикки-Тави». Художница получает второе высшее образование в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Диплом на носу, но подготовка к очередному фестивалю идёт полным ходом. На этот раз ребята представят сказы Бажова в таком свете, в каком их ещё никто не видел.
«Ку-ку» — это детство
«Мы не ставим цель сделать из детей профессиональных актёров. Детям свойственно играть в куклы. Мы с педагогами по речи и кукловождению стараемся соблюдать баланс. Да, мы обговариваем с детьми, как создают спектакли во взрослых театрах, но мы против муштры и дрессировки. Мы не учим их по системам Станиславского и Мейерхольда. Если захотят поступить в Театральный институт, там и научатся. Для нас же театр — это история про детство, дружбу. А еще это развитие», — говорит Юля. И рассказывает: после поездки на фестиваль ребята увидели спектакль по «Слову о полку Игореве». Вернувшись домой, 11-летняя девочка попросила Юлю дать ей книгу, чтобы самой прочитать «Слово…». Школьные учителя замечают: дети из «Ку-ку театра» глубже понимают литературные произведения. Две Юлины воспитанницы, к примеру, выиграли школьный литературный конкурс.
«Так получается, что каждый спектакль, который мы делаем, становится коронным. Таким был спектакль «Корова». Корова символизировала Уральские горы. После фестиваля в Мурзинке мы поняли, что сказы Бажова поданы слишком стереотипно. Попсовая женщина в зелёном уже никому не нравится. Позже я послушала лекцию писателя Алексея Иванова. Он рассказал о вогульском мире, о языческих верованиях. И меня осенило: три мира! Верхний — мир богов, средний — людей, нижний — смерти, духов и сокровищ: именно так и надо ставить Бажова! Когда я рассказала об этом детям, они тоже загорелись этой идеей», — говорит Юля. И берёт планшетную куклу, которая так называется, потому что может ходить по планшету — поверхности сцены или стола.
Куклы с характером
Люди, которые много работают с куклами, часто ощущают нечто мистическое. Иногда им кажется, что их неподвижные друзья имеют живую душу... «Я вижу, что куклы поразительно похожи на тех, кто их делает. Даже если маленькая девочка делает толстого дядю, он будет похож на неё некоторыми чертами, — говорит Юля. – Кроме того, кукла может проявить свой характер. Даже на стадии изготовления. Так случилось с Приказчиком. Мы обсуждали с детьми характеры их персонажей. Слепок, из которого Матвей должен был сделать Приказчика, треснул. Из-за этого лицо куклы исказилось. Потом мальчик случайно прошкурил его до дырки. После этого Матвей решил: кукла так проявляет свой характер».
Сейчас Юлю с детьми приглашают на областные фестивали, такие как «Лица улиц», где обычно участвуют только профессиональные актёры. В отличие от других коллективов, дети сами делают реквизиты. Но им не хватает микрофонов-петличек. Руки кукольника заняты, и он не может держать обычный микрофон, между тем иногда детям бывает непросто говорить громко, особенно, если они выступают на улице. Юля вкладывает в театр те средства, которые ей удаëтся заработать с помощью тренингов, лекций, а также изготовлением кукол на заказ. Она не просит денег у спонсоров, но говорит, что петлички пришлись бы очень кстати.