Места не найти
Несмотря на будний день, уже к 10.00 утра Большой зал Дома кино был забит под завязку. Постоянные зрители кинофорума давно поняли – приходить нужно раньше, иначе уже за 15 минут до старта утреннего блока свободного места не найти. Все эти люди, среди которых можно было увидеть не только представителей старшего поколения, но и молодых гостей Дома актера, с нетерпением ждали начала второго дня показов, который открыл дебютный фильм екатеринбургского режиссера Олеси Кожиной. Тот факт, что сама девушка учится и живет в Петербурге, не помешал ей лично прибыть на презентацию собственной картины в родном городе. Пожелав зрителям приятного просмотра, с достойной скромностью и без лишних слов автор ленты вернулась в зал, чтобы вместе со своими земляками окунуться в непростой мир кинодокументалистики.
В качестве главных героев Олеся Кожина выбрала трех уральских драматургов – все они ученики известного в России и за границей Николая Коляды, руководителя «Коляда-Театра». Каждый из них прошел определенный этап обучения у знаменитого мастера, каждый из них выбрал одну профессию и на данный старается в ней реализоваться, но, несмотря на эти общие жизненные позиции, герои разные настолько, насколько это возможно. Именно поэтому интересно следить за их историями, раскрывающимися перед камерой, именно поэтому картина захватывает и кажется, что прошло вовсе не 26 минут, а всего пять. О чем же эти истории? Зачем Андрей Крупин, Анна Батурина и Ярослава Пулинович пришли в драматургию и из каких тканей внутреннего мира она строится, прежде чем попасть на бумагу?
Драматургия рождается из боли и дисгармонии
Три разных героя, три обстановки, три рассказа: безбашенный, в окружении громкой музыки, танцующих людей, лазерного представления Андрей Крупин, автор сериала «Семья алкоголика», которого с первых же кадров картины распекает Николай Коляда: «Крупин, ты сопьешься!». Тихая, спокойная, немного мечтательная Ярослава Пулинович у своего рабочего места, и уютная Анна Батурина на фоне театральных декораций, которые легко принимаются за домашнюю обстановку. За столь короткое время, в которое уложен сюжет, герои успели не только показать себя, рассказать о себе, но и раскрыться перед зрителем, вынуть на свет свои сны, мечты, семейные трогательные или грустные истории и немножко поделиться соображениями о своей нынешней деятельности.
«Что называть успехом? Как его понять? Конец это творческой деятельности или только самое начало? Не знаю, – говорит глядя в камеру Ярослава Пулинович и продолжает, уже касаясь темы написания текстов: – как приходит идея для текста… Ты видишь свою страну, людей, остановки, подслушиваешь где-то телефонные разговоры, и, конечно, тебя самого мучают какие-то проблемы и переживания – все это материал. Драматургия не рождается из позитива, она рождается из дисгармонии, боли, страдания».
Монологи главных героев фильма Олеси Кожиной прерываются кадрами со спектаклей «Коляда-Театра». Этот краткий иллюстративный материал показывает нам особенный театральный мир, где игра и спектакль – не развлечение. Это такая же жизнь, как за пределами храма Мельпомены, а где-то даже более жестокая и страшная, но всегда настоящая. Именно этой настоящей, невыдуманной жизни и посвятили себя уральские драматурги. Даже выбираясь из формата спектакля, занимаясь созданием своего сериала, как Андрей Крупин, они придерживаются схожего направления работы – отображение реальности во всей ее «красе», не выдумывая новых фантастических миров.
«Полный рок-н-ролл»
– Лет с 15 я хотела стать рок-музыкантом, – вспоминает Ярослава Пулинович, – мне кажется, что многие, кто пришел в драматургию, такие же люди, которые хотели стать рок-музыкантами, но по какой-то причине у них не вышло. Весь драйв сегодня с концертных площадок ушел в театр. Театр стал той площадкой для высказываний, которой когда-то была сцена времен «Наутилуса». Вы посмотрите, ведь то, что делает Коляда, – полный рок-н-ролл.
И этот великий творец и драматург, учитель главных героев фильма, который стал для них чем-то большим, чем просто преподаватель с пар, все так же присутствует в ленте. Пусть он не часто попадает в кадр, но его незримое присутствие в творчестве и жизни персонажей говорит о многом. Теперь он для них яркая Луна. Луна, которую не догнать, которая всегда немного впереди.
Смотрите также:
- Георгий Дронов: «Я как микроб — меня куда ни запусти, я сразу начинаю приспосабливаться» →
- Уральская актриса Тамара Зимина: «Мне жаль «технических» детишек» →
- «Лучшее – враг хорошего!» Метаморфозы жизни Никиты Михалкова →