Примерное время чтения: 12 минут
1215

Уральская актриса Тамара Зимина: «Мне жаль «технических» детишек»

На новый уровень

Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: Тамара Васильевна, несколько спектаклей на новой сцене вы уже отыграли. Как ощущения?

Тамара Зимина: Во-первых, мы перенесли на сцену все спектакли, после чего каждая из постановок зажила совершенно новой жизнью. Мы по полной используем возможности этой сцены, этих дверей, этого подъема, разных уровней, благодаря чему очень многие спектакли стали будто обновленными. Работается нам тут очень хорошо. Здесь много воздуха! А еще пришел новый зритель.

– Техническое оборудование, конечно, помогает, но нет ли такого чувства, что не хватает той атмосферы, того тепла, что шло от зала в деревянном особнячке на Тургенева?

– Дело в том, что мы умеем переносить себя и весь задел спектаклей и мы умеем работать на большой сцене. Когда бываем на гастролях, когда бываем за границей – это всегда обширные пространства, так что мы привыкли. Мы уже давно хотели площадку иметь с большим размахом, с большими возможностями, и осваиваем мы ее сейчас с большой радостью. Опять же повторюсь, здесь мы почувствовали, что пришла свежая публика. Произошло это потому, что территориально место другое – здесь у нас под рукой большой университет. Иногда этот новый зритель очень настороженный, но мы ухитряемся их завоевывать.

– А вам лично хотелось сюда переезжать?

– Конечно! Причем и я, и мои коллеги по театру с такой радостью к этому шли. Мы просто безмерно благодарны и администрации города и нашему министру культуры, что нам дали такую возможность иметь подобное потрясающее здание, с такими потрясающими возможностями. Вот совсем недавно мы одновременно играли два спектакля: я на большой сцене играла «Девушку моей мечты», а в малом зале шла совершенно другая постановка – два разных зала, на которые зритель ухитрился как-то поделиться! Это, бесспорно, очень интересно.

– Тут, наверняка, можно говорить и о росте уровня театра, несмотря на то, что ему уже много лет?

– Вы совершенно правы! У нас молодые ребята постоянно «крутятся», приходят новые актеры, которые всегда хотели работать здесь, просто не было возможности. Ведь это место надо еще как-то завоевать, надо обязательно соответствовать команде, быть в группе. Все кто сюда приходят очень упорные ребята, очень талантливые, очень много интересных творческих личностей пришло к нам сюда, уже в новое здание. Тем более еще одна площадка позволяет дать шанс молодым, начинающим драматургам и актерам выйти к своему зрителю. В малом зале проходят и читки новых пьес и презентации эскизов постановок.

Новая сцена с дополнительными возможностями позволила актерам обновить многие спектакли. Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / Автор фото: Ольга Маслова

Суровый уральский зритель

– Вы играли и в Свердловской драме и здесь, у Николая Коляды. Понятно, что театры разные, но можете ли сказать, чем и тот и другой полезен городу?

– Конечно, по своей направленности это разные театры, но и то и это учреждение – театры, которые не могут быть вредны. Академический театр драмы – это давно сложившаяся труппа, в которую, кстати, на мой взгляд, пора вносить какие-то новые корректировки. Мне кажется, директорство новое там к этому и стремится. Я сама вижу, что в Драме появилось много новых режиссеров, в том числе и московские, чего в прошлом ей, возможно, не хватало. Актеры ведь как дети, им только нужно дать возможность «поиграть», в том числе и с новыми людьми, им только нужно дать новые головоломки, и они уже готовы на все.

А у Коляды очень самобытный театр. Причем это давно слаженная команда – мы уже друг друга понимаем, слышим, нам интересно идти дальше, мы идем на любые эксперименты. Театры разные, и тем не менее городу они оба нужны и зрителю тоже! Чем больше театров в городе, тем больше людей будет ходить в них и тем скорее все станет по-другому. Это жизнь другая, это интересы другие, это меньше негатива – это здорово!

– По поводу количества театров в Екатеринбурге - вот и Центр современной драматургии обрел свой дом и, можно сказать, стал новым храмом Мельпомены. Но все-таки этот процесс идет очень медленно, тогда как торговые центры растут как грибы…

– Да, к сожалению, так и есть. Но мне кажется, даже вот это небольшое начинание, с тем же Центром современной драматургии, дает хоть какую-то надежду. Вы посмотрите, на Урале своя школа драматургов и она очень сильная, очень самобытная, очень интересная. Все ученики Николая Владимировича, они настолько востребованы, у них куча грантов, они получают премии, они работают во многих театрах, по их сценариям снимают фильмы. И это очень здорово, что у всех у них есть площадка, где благодаря актерам других театров они могут реализовывать все свои возможности и быть действительно Центром современной драматургии.

– Тамара Васильевна, а что для вас значит любовь зрителя?

– Любовь зрителя – это огромное желание дарить ему радость, соответствовать его любви, это значит быть в форме, следить за собой, всегда быть готовой, открытой для того, чтобы люди уходили отсюда с хорошим настроением, а хорошее настроение зрителя – это наше хорошее настроение! Ну, а наше хорошее настроение – это потенциальные силы, возможности, это творческие выдумки, это колоссальная энергия – энергия любви.

– А каков наш уральский зритель?

– По-моему, у нас очень хороший зритель, и очень строгий. Москва, Питер, заграница – мы приезжаем на ор, на визг, на безумный прием! Те зрители такие открытые, они идут с подарками, не только с цветами, а с книгами, конфетами – для нас это дикие вещи. На гастролях битковые залы, народ с раскрытыми ртами смотрит наши спектакли стоя, но уральский зритель - он гораздо суровее. И это приятно, потому что, если мы проходим нашего зрителя, значит, мы будем приняты и поняты везде! Уральский зритель – жесткий зритель. Причем бывает настолько жестким, что начинаешь задумываться: «а почему?». Такая публика – очень хороший учитель. Это великолепная обратная связь – люди в зале отражают тебя, и ты понимаешь – здесь невозможно никакой халтуры, здесь должна быть предельная честность, полная отдача.

«У нас очень хороший зритель и очень строгий». Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / Автор фото: Ольга Маслова

Любовь к искусству нужно прививать с детского сада

– Получается, что в современном мире безграмотности театр - это такое место, которое создает вокруг себя средоточие именно думающих людей?

– Конечно, это так! И это очень радует, ведь в отличие от основной массы, они говорят, они слушают, они обсуждают, они принимают самостоятельные решения, пишут удивительные отзывы. Они очень честные, иногда и резкие, но это тоже правда. И мы всегда идем им навстречу, даже когда нет мест в зале, билеты купить не успели – сажаем на пол, только чтобы они увидели то, чего так хотят. Ведь то, что они увидят в спектакле, наверняка сделает их лучше, а значит, чуточку лучше и наш мир.

– Получается, что «Коляда-Театр» ведет такую стратегию малых дел. Все равно зал, по сравнению с академическими театрами, не очень большой, но он собирает вокруг себя и воспитывает таких людей, которые, возможно, изменят мир! И таких детей, кстати, тоже.

– Детские спектакли вообще отдельная тема – у нас просто потрясающие постановки для юного зрителя. Наши сказки, только улучшенные с годами, такие красивые, игровые, и дети на них такие живые! У нас ведь в театре и животные работают – настоящая мышка, настоящая кошка. А с какой радостью играют в детских действах наши актеры? Они понимают, что вот оно – наше будущее, и стараются вложить в него самое лучшее. Нельзя не заметить, что сегодня люди стали меньше читать, что, конечно, печалит, и поэтому театры – это визуальный ряд, это эмоциональный ряд, это то, что потом подвигнет людей на дальнейшее саморазвитие. Подвигнет достать книгу, перечитать ее, а может почитать что-то еще по теме – так, потихоньку, мы и влияем на умы. Театры – это духовность, которой сейчас не хватает, это ниточка, которая тянется к знаниям!

– Вы говорите, что спектакль может подвигнуть обратиться к дополнительному материалу, это значит потрудиться. Но сегодня, кажется, уральцы не любят трудиться ни головой, ни сердцем…

– Не могу с этим до конца согласиться. Например, сейчас в Центре современной драматургии мы играем спектакль «Башлачев. Свердловск-Ленинград и назад», который представляет из себя другую форму постановки, материал не самый простой, но спрашивая зрителей – хотели бы они теперь прочесть произведения этого поэта, получаю ответ – «да». Некоторые зрители, когда смотрят классику, заметно шокированы увиденным, а затем из чувства сопротивления, чтобы узнать – что это вообще такое было, начинают перечитывать. Конечно, птичка по зернышку клюет – не все сразу у нас получается, сколько еще людей ни разу не было в театрах!

– Мы с вами уже немного затронули тему детей в театре. Как по-вашему, с какого возраста нужно прививать ребенку любовь к искусству?

– Мне кажется, сразу с детского сада! Николай Коляда относится к нам, к актерам, как к детям. Он всегда говорит – театр создается из ничего. Да тот же развернутый фантик превращается во что угодно! Превращение это начинается хоть с коврика, хоть с палочки, хоть с баночки – из всего! Это просто твоя фантазия. Так кого же, если не детей, приводить сюда? Что за личность будет без развитой фантазии? Другое дело, что есть разный уровень понимания, поэтому сказку стоит выбирать по возрасту ребенка и у нас есть такие волшебные истории для любого юного зрителя. И это очень важно, ведь главное правильно заинтересовать ребенка, и тогда он захочет еще раз вернуться сюда для того, чтобы увидеть! Может, ты еще говорить не начинаешь, но театр – это уже твое место!

В репертуаре «Коляда-Театра» множество детских спектаклей, рассчитанные на разные возрастные категории. Фото: www.kolyada-theatre.ru

Непростая миссия театра

– Получается, что в первую очередь любовь к искусству должна воспитываться в семье?

– А где же больше? Родители должны закладывать этот фундамент. К сожалению, сейчас мамы и папы больше полагаются на технические средства – на телевизор, на Интернет. Это только раньше звучал голос живой, музыка, теперь мы от этого сильно отошли. Те детишки, которые с малых лет попадают в театр, начинают в итоге требовать к себе другого отношения, и им уже не интересна одна техническая часть, им хочется живого слова, хочется визуальной картинки с настоящим смыслом.

– К сожалению, сегодня во многих молодых семьях не за этим гонятся, а гонятся за рублем…

– Это все понятно, но как бы ни были заняты, надо находить время! Иначе это грустно… Ведь, чем больше вкладываешь в детей, тем больше идет обратная отдача – это естественно. Да, в наше время, раньше, мы были чуть-чуть самостоятельнее: школа, пионерские кружки, вышивание, лепка, уроки труда – все это составляло приличную часть нашего времени, было больше творчества, в отличие от дня сегодняшнего, если говорить о дошкольных и школьных заведениях. Поэтому театр на себя сегодня берет вот такую непростую миссию. Мне жалко наших «технических» детишек… Все равно нужно как-то уметь расставлять приоритеты, потому что дети - это радость. Ну, если уж родители до такой степени заняты, ну пускай приводят сюда, оставляют на время представления, а после уже можно забрать! Давайте им эту возможность! Они потом будут отплачивать вам такой щедрой любовью, вниманием, послушанием. Нельзя забывать, что это наше с вами общее будущее, что так и получаются думающие люди.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах