Последние дни жизни

Сейчас экспозиция ютится в маленькой комнатке детского интерната. Несмотря на то, что за 300 лет богатой истории Уктуса почти ничего не осталось, полки и витрины забиты до отказа. Именно на этой территории начал зарождаться великий Екатеринбург, но, тем не менее, власти к историческому наследию относятся небрежно.

   
   


Детская мечта

Основатель и хранитель экспозиции Николай Острогляд еще в первом классе, после посещения Вознесенской горки, решил создать свой музей. Мысль прочно засела в голове и в дальнейшем воплотилась в уникальное собрание. Стены импровизированного музея украшают карты и чертежи первых заводов, которые появились на территории будущего Екатеринбурга, и цветные панно местных мастериц, на полках покоятся кирпичи старинных зданий, а под стеклом можно разглядеть клад, самая старая монета которого отмечена 1801 годом. Особенностью музея являются персональные витрины старейших уктусских семей. Под одной крышей коллекционер собрал не просто историю края, но и историю людей, которые жили здесь с незапамятных времен.

- Я сам на Уктусе родился и вырос. Это моя родина, - рассказывает Николай Михайлович. - Месту уже 300 лет, а музея своего нет. Я этого оставить не мог и сам начал собирать коллекцию. В этом деле мне помогают местные жители. Дарят все старинные вещи, которые им достались от предков, живущих на Уктусе. На днях произошел забавный случай. Мне принесли старинный утюг для экспозиции, а из него еще дым идет! Я не понял сначала, что такое, а им, оказывается, недавно пользовались! Угли внутри были теплые. Я обращался к местным властям, чтобы выделили место под коллекцию, но мне отказали. Так и скитаюсь по приемным администраций района и города, но там отвечают: «Знаем мы твои проблемы», - и отправляют в следующий кабинет. Ради этого дела я лично собрал несколько сотен подписей жителей Уктуса в защиту музея.

Шесть раз объекты исторического значения приходилось возить с места на место, и вот пришла пора седьмого. Директор детского интерната просит освободить комнату до начала сентября. Да и это помещение не совсем подходит для музея - жители не могут его посетить, потому что располагается экспозиция в специальном учреждении. Артефакты покоятся в самом дальнем помещении интерната. Добираться до него нужно через все корпусы и общественную столовую. Да и заблудиться в многочисленных коридорах проще простого.


Бесконечные скитания

Сам основатель музея, Николай Михайлович, первые полгода тоже плутал среди белых дверей и только недавно приноровился. А теперь нужно срочно собирать экспонаты и уезжать с ними хоть в чисто поле.

До интерната музей располагался в кирпичном здании на остановке «Уктус». Правда, радоваться удачному месту пришлось недолго. После полугода затратного ремонта, на который ушло 150 тысяч рублей личных средств, музей выставили за дверь, а здание снесли, чтобы освободить место для второй полосы дороги. «И убыточно, и бросить не могу!» - восклицает Николай Михайлович. После смены стольких мест по временным площадкам кочевать сил уже нет. Да и экспонатам от таких перемещений приходится несладко - хрупкие вещи бьются и портятся.

- Мне звонила директор Музея истории Екатеринбурга и предложила в их здании комнату под уктусские артефакты, за которую не нужно будет платить аренду, - делится воспоминаниями коллекционер. - Я тогда порадовался! Это ведь престижно - в центре города, без затрат, народу ходит много. Но я поблагодарил и отказался. Потому что, если б я туда уехал, то моя родина Уктус как была 300 лет без музея, так и осталась бы. Брошу их - и никакой культуры не будет. Об отказе не жалею. Все-таки я коренной уктусец.

   
   

Дальнейшая история музея неизвестна. Николай Михайлович боится, что передать дело его жизни будет некому, а после его ухода пропадут и все экспонаты. Какие-то угодят на мусорную свалку, а какие-то - на металлолом.

Смотрите также: