Глазами друг друга

Введение

   
   

Фотовыставка «Столица Силиконовой долины» подготовлена в рамках проекта «Екатеринбург — Сан-Хосе: глазами друг друга». Идея проекта принадлежит вице-консулу США по вопросам культуры, образования и печати Кимберли Уильямс. Проект реализован совместно с Генеральным консульством США в Екатеринбурге и при личном участии Генерального консула Майкла Рейнерта.

Екатеринбург и калифорнийский Сан-Хосе стали городами-побратимами еще в начале 1990-х годов. Что знают жители уральской столицы о Сан-Хосе? Почти ничего. В то время как это один из главных городов мира, столица Силиконовой долины, где расположены офисы компаний, работающих в области информационных технологий. Это место, где планируется будущее нашей цивилизации. Большая часть выставки — это творческий результат визита в Екатеринбург профессоров фотографии из университета Сан-Хосе и ответной поездки уральских фотографов в Калифорнию. На выставке представлены работы пяти авторов, каждый со своим опытом жизни, с собственным пониманием фотографии. Экспозиция чрезвычайно разнообразна по приемам съемки, сюжетам и героям, но при этом она не распадается на части. Между фотографиями обнаруживается преемственность идей и пересечение смыслов.

Контрасты идей

Выставку открывают работы Дениса Тарасова, которые представлены несколькими сериями. Цикл снимков San Jose as a Dream — «говорит» со зрителем через расплывчатые мутные изображения. Городские пейзажи предстают перед нами как картинки из сна или мечты, чем и оправдывают свое название. Невысокие белые здания, машины и деревья сняты будто через струи дождя, но на самом деле на снимках остается неизменно ярко-синее небо. Перед публикой предстали чистые, светлые улицы, и даже под мостом нет мусора. Люди на этих фотографиях города-мечты похожи на призраков, будто они есть, а будто и нет.

Серия SJ Roads отличается от предыдущей черно-белыми оттенками. Второй цикл будто противопоставлен San Jose as a Dream — на смену тягучему, будто густой мед, спокойствию приходит динамика автострад. Ярко-синее небо мгновенно меркнет и становится насыщенно-черным, пальмы ослепительно белые, будто их отлили из светлого металла и он блестит на солнце, а оживленные улицы перетекают в промышленные пейзажи с железобетонными конструкциями и длинными серыми мостами. Контраст и четкость формы — вот характеристика большинства фото этой серии.

   
   

Лесная гостья

А в соседнем зале, прямо посередине стоит большая рождественская елка, на которой гроздьями висят блестящие гирлянды, фонарики и другие атрибуты зимнего праздника. Только вот за окном далеко не зима. Можно ничего больше не делать, а сесть возле елки и наблюдать за посетителями выставки, которые замирают в дверном проеме с открытым ртом, когда видят эту лесную гостью. Ощущение, что ошибся дверью и вместо музея попал на детскую елку. Оказалось, что это не глупая шутка, а важная часть экспозиции. Все становится ясно, когда взор обращается непосредственно к снимкам Сергея Рогожкина, который стал первооткрывателем Сан-Хосе для екатеринбургской культуры. Праздничная рождественская атмосфера цветных и черно-белых изображений попадает не только в комнату, но и в душу зрителя. С фотографий светят теплые новогодние огоньки, которые знакомы каждому, но глазу постоянно что-то мешает — это летняя зелень за окном. Там нет зимы, там вечное лето, для нас это дикость, а для Калифорнии — норма. Так в одном месте встретились два разных мира.

Еще один фотограф, который привлек мое внимание, — Брайен Тейлор. Его работы мало похожи на стандартные снимки, это скорее книги или даже целые альбомы. Огромные изображения пришиты грубыми нитками к толстым коркам. Такие фотографические книги хранятся в пыльном мешке под тумбочкой у моей прабабушки. И правда, работы Тейлора напоминают совок — черно-белые снимки с желтыми пятнами, где-то рваные, где-то склеенные или с «молниями» сгибов, а местами крашеные, будто вручную. Эти цвета хоть и искусственные, но в тоже время насыщенные и живые.

О всех работах выставки рассказывать хоть и интересно, но не полезно читать тем, кто ее еще не посетил. Поэтому я заканчиваю анализировать увиденное и даю вам шанс втянуться в эту атмосферу непосредственно в залах Фотографического музея «Дом Метенкова». 

Смотрите также: