Екатеринбург, 6 ноября, АиФ-Урал. На больших фотографиях, которые порой занимают половину музейной стены, с таким же размахом представлены и дети богатых родителей российской творческой и бизнес-элиты. Анна Складманн снимает наследников уважаемых и влиятельных людей современного общества. Больше всего ее интересуют не имена и цифры, выражающие размеры состояния родителей, но феномен - дети-наследники, поколение людей, родившихся в безусловном богатстве и с самого раннего возраста осознающих свое отличие от «большинства».
Маленькие властители мира
- Это дети первого поколения богатых в новой стране, - говорит сама Складманн. - Они общаются только друг с другом и со своими родственниками, сильно зависят от родителей и нянь. Все их встречи всегда заранее запланированы: они очень заняты и с трудом находят время для съемок. При этом они активно участвуют в их подготовке и половину придумывают сами. Мы берем вещи, которые их окружают, и делаем из них антураж. Жизнь этих детей расписана до мелочей, это заставляет их раньше взрослеть.
Не согласиться с мнением автора выставки сложно. С фотографий, как со старинных полотен, написанных маслом, на уральского зрителя взирает вовсе не ребенок. На лике мальчишек и девчонок, которым в пору бы бегать по лесным лужайкам или резвиться со своими сверстниками на детской площадке, застыла странная маска, никак не ассоциирующаяся с юными летами, - это отпечаток некой власти и превосходства над остальными людьми. Даже позы - отличная копия с сильных мира сего, будто отточенная до совершенства. Так перед художником представали адмиралы и короли.
- Фотограф сознательно выбирает роль «придворного» художника-портретиста, - рассказывает искусствовед Ирина Чмырева, - чтобы глубже увидеть правила жизни современного двора, ритуалы и мифы, образы-матрицы, в которых современные маленькие властители мира представляют свое ego. Дети - как зеркало. Как губка, впитывающая реалии окружающего мира.
Настоящие эмоции?
Иногда среди всего этого громоздкого великолепия миниатюрные детские фигурки выглядят как хрупкие фарфоровые куклы, посаженные на комод или тахту, покрытую бархатом, для красоты. Пышные платья, хрустальные туфельки и тонкие черты лица с алыми губами - идеальный образ для того, чтобы еще раз продемонстрировать другим свой статус, пускай и на примере собственного ребенка, в глазах которого читается: свободы - именно в широком смысле этого слова - не будет. Эдакая обреченность на «сладкую» жизнь среди сияния драгоценных камней и стекла.
- На Западе не всё отдают детям, всегда оставляют что-то себе, - добавляет Анна. - В Германии детей обеспечивают лет до восемнадцати, но после уже не вмешиваются в их жизнь. В Англии принято вкладываться в образование. А здесь детям отдают буквально всё. И иногда, мне кажется, существует даже конкуренция между родителями. Лет через десять я планирую сфотографировать этих детей еще раз. Посмотрим, что из них выйдет.
Смотрите также:
- Эпатажный художник Никас Сафронов радуется 30-градусным морозам на Урале →
- Никас Сафронов раскрыл екатеринбуржцам тайну «Черного квадрата» →
- Екатеринбурженка воссоздает картины Пикассо из кусков кожи →