Примерное время чтения: 6 минут
583

Никас Сафронов раскрыл екатеринбуржцам тайну «Черного квадрата»

Фото: www.emii.ru

На встрече с журналистами автор известных по всему миру произведений рассказал, будет ли он писать портреты царской семьи, считается ли искусством грязный носок на холсте и бывают ли моменты, когда не хочется создавать картины.

Не последний контакт

- Вы привезли в Екатеринбург большую выставку, это 80 работ. Их что-то объединяет?

- Концепция, конечно, условная - единение, символизм, профессионализм. Все остальное эклектично, так и должно, наверно, быть. Вы не видели большого объема моих работ, поэтому здесь представлено большое разнообразие: есть пробные экспериментальные, есть реплики, есть «дрим вижн» - все произведения разные. Знаю, что несколько работ можно заменить, и мы это сделаем. Я постоянно пишу, работаю каждую ночь хоть в Москве, хоть не в Москве и постоянно пополняю выставки, делаю их наиболее тематическими. Я обычно зарабатываю на портретах, но эти картины я пишу для себя и с любовью. Это второй, но не последний творческий контакт с Екатеринбургом, который очень люблю.

- Никас Степанович, вы прибыли только ради выставки?

- Не только. Я буду писать портреты царской семьи, мне уже передали их старые снимки. Этот художественный цикл будет приурочен к 400-летию воцарения Дома Романовых. Можно сказать, что я собираюсь создать панораму русской истории. Приехал также договориться по поводу этого проекта. Не так, что просто тупо начать работать, срисовать с открытки, а договориться сначала о конкретных образах, чтобы успешно создать повествовательную картину.


Интернетовский микроб

- Бывает, что вы недовольны собой в плане творчества?

- Есть работы более и менее удачные, некоторые написаны в разные периоды. Иногда ты недоволен, а через какое-то время смотришь на картину и думаешь, что не так уж и плохо. Иногда при изучении новой техники что-то кажется работой прекрасной, а потом понимаешь, что это какой-то ужас. Я бы, например, взял половину своих старых работ и просто выбросил. Думаю, что Гоголь сделал правильно, когда сжег свои рукописи. Наверняка это было лучше, чем пишут сейчас, и нам жалко этого второго тома, пропавшего в огне, но, видимо, так было надо. Наверно, и эти работы будут нести свою историческую ценность.

- А современное искусство несет историческую ценность?

- Мы видим, что происходит в области современного искусства: его засоряют - это как интернетовский микроб. Как пример, целующиеся полицейские, проданные за тысячи евро в Третьяковку, или мужской половой орган на мосту, который к искусству не имеет никакого отношения. Недавно пришли ко мне журналисты, показали видеоролик, где участники некой группы в широкие штаны кидали себе петарды, а потом бегали, кричали. И вот эти гости спросили у меня: это искусство? Ну, знаете, голь на выдумки хитра, как говорится. Это не искусство - это хулиганство, бандитизм и обман народа. Есть вещи ценные, они, как еда, должны быть неотъемлемой частью жизни. Нам тоже в советское время говорили, что заменят масло, что будем вместо него есть только нефть. Делали маргарин, который был почти как целлофан, а потом люди травились от него, умирали.

- По-вашему, в искусстве сейчас такая же ситуация?

- Да! Вот есть масло сливочное, есть замена ему, есть мясо, есть соя, поэтому нужно «есть» продукты в искусстве, которые натуральные, - то, что должно идти сразу к сердцу. Если вас это волнует, значит дошло до вас. Я, когда был маленьким, попал с классом в музей, где увидел голландскую картину, - и вот тогда я подумал, что если бы был художником, я бы рисовал вот так или лучше. А другие художники сейчас думают: ага, надо плюнуть на холст, и все будет замечательно. Вот я видел работу, которая называлась «Плевок №5», или грязный, вонючий носок, прибитый кнопкой к холсту, - и ведь есть люди, которые это покупают! А тот же «Черный квадрат» был полной авантюрой и не имел к искусству никакого отношения.


«Черный квадрат» - жульничество

- С какого переживания начинаются ваши произведения?

- Переживание начинается с того, как зритель смотрит, как воспринимается публикой твоя работа. И в этом играете огромную роль вы, журналисты. Что такое «Черный квадрат»? Пустота, ничто, обман, жульничество. До Малевича за 40 лет этот квадрат уже написал Пол Билход, назывался он «Ночная драка негров в подвале». Это авантюра, но Малевич нанял двух журналистов, которые написали скандальные статейки за деньги, подняли шум, и именно это вызвало ажиотаж. Это прекрасно работает. От журналистов очень многое зависит - можно свалить, низвергнуть и великого человека. Чем художник известнее, тем легче его обидеть, чем ты больше, тем сильнее уязвим.

- Бывает ли время, когда вы не можете писать?

- Представьте себе любителя и профессионала. Например, я боксер, и завтра мне надо идти на бой с Тайсоном, а я скажу: не пойду, что-то я устал. Нет, ты идешь и бьешься, ты проиграешь или выиграешь. Я сажусь за холст в полночь, у меня может не быть желания, и я хочу спать. А сегодня я спал всего час, но не мог же не прийти на эту встречу, не мог не открыть выставку, - это профессиональное отношение к своему ремеслу. И как профессионал ты садишься за работу иногда и в час ночи, пишешь, а потом приходит вдохновение, оно начинает набираться. В итоге в 4-5 часов утра на полотне начинает что-то проявляться, и картина оживает.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах