В Екатеринбургском театре кукол премьера - «Василиса Прекрасная»

В Театре кукол «прописалась» нечисть. Баба-Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч в весьма оригинальном обличии будут выходить на сцену в премьерном спектакле «Василиса Прекрасная».

   
   

Иван не дурак!

«Здрасьте, наше вам!» – приветствуют зрителей беспечные скоморохи в первых «строках» спектакля. И тем самым задают тон постановки – весёлой, в избытке напоённой народным юмором скоморошине, рассказывающей популярную сказку о восхитительной Василисе Прекрасной, хитроватом, но наивном царе, Бабе Яге, Кащее Бессмертном, Змее Горыныче и… Просто Иване. Режиссёр-постановщик спектакля из Санкт-Петербурга Пётр Васильев своим волевым решением лишил младшего царского сына традиционного для русских народных сказок прозвища «дурак».

– Старшие братья Ивана полагают, что мир можно сделать лучше только силой или красотой, – рассказывает Пётр Васильев. – На самом деле этот мир делают лучше скромные люди дела. Простые люди. Вот и в нашем спектакле герой – Просто Ваня.

Куклы в спектакле выполнены в стиле русских обрядовых. Фото: www.uralkukla.ru

Пётр Васильев признался, что в детстве зачитывался сказками о семействе Муми-Троллей, историями о Карлсоне и Нильсе, совершившем невероятное путешествие с дикими гусями. А прелесть русских народных сказок оценил уже будучи взрослым человеком.

– Сегодня я понимаю – своя рубашка ближе к телу, – говорит Пётр. – Вот, например, восточные сказки – с хитрецой, западные – перенасыщены философией, порой излишней. А русские народные сказки – наивные. В них всё просто и понятно.

Получеловек – полукукла

Наивность русской народной сказки намеренно подчёркивается куклами, изготовленными для спектакля не совсем обычным способом. Положительные персонажи сказки сшиты и набиты специальной смесью, «рецепт» которой держится в секрете. Они не имеют традиционных систем управления и штоков. Артисты театра кукол приводят в движение своих героев так, как обычно играют в куклы ребятишки, – двигают руками части тела. Но куклы тем не менее живут на сцене своей жизнью. Во всяком случае, сидя в зрительном зале, напрочь забываешь, что за спиной персонажей – живые артисты.

Художник спектакля Алевтина Торик – землячка режиссёра-постановщика – создала невероятно колоритные образы: осанистые братья Ивана, фигуристые их невесты, утончённая Василиса, дряхлеющий царь…

   
   
Кощей Бессмертный и прочая нечисть - тантамарески. Фото: www.uralkukla.ru

– Положительные персонажи спектакля очень похожи на обрядовые русские куклы, – рассказывает Пётр Васильев. – И тем контрастнее выглядят на этом фоне отрицательные герои из потустороннего мира, которые представлены в технике тантамарески.

Тантамареска – кукла, в которой используется часть живого тела актёра. Столь противоестественное совмещение, по словам специалистов, может быть как ужасно, так и комично. В постановке «Василиса Прекрасная» нечисть ужасно комична.

По замыслу творческого коллектива Театра кукол «Василиса Прекрасная» – спектакль для ребятишек от пяти лет. Но, к гадалке не ходи, постановка обречена на успех и у взрослой публики, которая испытает истинное удовольствие и детский восторг от общения с героями старой доброй сказки.

Кстати
Режиссёр-постановщик спектакля «Василиса Прекрасная» Пётр Васильев и художник Алевтина Торик – лауреаты высшей национальной театральной премии «Золотая маска».

 

Смотрите также: